Китайские сады

Содержание

Традиционный китайский сад: описание, виды и особенности

Китайские сады

Когда европейцы впервые услышали и увидели китайские сады и парки, они были просто поражены их очарованием и самобытностью. Школа ландшафтного искусства Поднебесной совершенно необычна и непохожа на всё то, к чему мы привыкли.

Здесь не встречаются аккуратные стриженые газоны, как это принято в английском стиле, нет чёткости линий, присущей принципу регулярности клумб, разбиваемых во Франции и т. д. В Китае высшая ценность – это сама природа.

Поэтому здесь даже на территории небольшого участка стараются воспроизводить её с максимальной точностью и в наиболее гармоничном проявлении.

Исконно китайский сад – не только растения, но и реки, горы, озёра, пусть даже воссозданные в миниатюре. Это абсолютно не важно. Главное, чтобы созданный ландшафтный дизайн помогал людям понимать и ощущать гармонию между окружающей природой и собой.

История создания

Древний китайский сад имеет не только многовековую богатую культуру, но и уникальные особенности. Он существует уже более пяти тысячелетий. Выполняемые в различных стилях древние виды китайских садов считались лучшими среди существующих трёх систем структурного разбивания парков в мире. Такими они являются и в наши дни.

История китайских садов ведёт своё начало с династий Шан и Чжоу. Тогда они назывались «юъ», что означало «ближайший от пейзажа». Это было красивое место, предназначенное для общения и игр. Во времена династии Хань китайский сад строился как вилла и назывался «юань». Здесь императоры могли отдыхать и обсуждать государственные дела.

Основная идея, которую олицетворяет китайский сад, огород – это «сотворение природного мира» в миниатюре. При его создании максимально используется естественный ландшафт со всеми особенностями географической зоны. Этот подход и сегодня можно наблюдать во многих национальных парках, особенно если речь идёт об императорских или монастырских китайских садах.

Виды

Условно различается несколько типов садов в китайском стиле. В первую очередь, это императорские парки, расположенные на севере страны. Немало их и в пригородах столицы. Есть также аналоги при императорских гробницах, храмовые, домашние и т. д. Тем не менее всё многообразие китайских садов сегодня сводится к двум основным типам: императорскому и частному.

Описание

Одно из основных направлений ландшафтного искусства Поднебесной – создание на небольших участках земли миниатюрных пейзажей.

В традиционный китайский сад могут быть размещены самые разные архитектурные сооружения, например, мостики, беседки или павильоны. В нём обязательно наличие водоёмов. Можно встретить даже скалы и гроты.

Для общей эстетики в композиции добавляются редкие виды деревьев, красивоцветущие кустарники, высаженные как одиночно, так и небольшими группами.

Другое направление – это проектирование ландшафта на обширной территории с устройством на ней огромных водоёмов и крупных рельефных форм. Чаще всего – рукотворного типа: скал, гор, водопадов.

Обязательным считается наличие крупных групп растений, которые могут быть разделены дорожками, а также «речками» или даже «ручьями». Чаще всего используемые культуры – розоцветные.

Например, тут могут располагаться такие деревья, как миндаль, яблони, вишни, сливы, персики, а также древовидные или травянистые растения: тюльпаны, пионы, розы, касатики, сирень, лагерстремии и другие красивоцветущие представители мира флоры.

Особенности

Миниатюрный сад в китайском стиле можно создавать даже на дачном участке размером в шесть соток, тогда как обладателям более внушительных земельных площадей лучше выбирать второе направление дизайна. идея паркового оформления в Поднебесной состоит в том, чтобы посетители ощущали абсолютный покой, умиротворённость и единение с природой.

Ещё одна особенность, которая характеризует традиционный китайский сад, заключается в создании «безграничности», чтобы человек, гуляющий по нему, из каждой новой точки видел не одну картину, а несколько сменяющих друг друга пейзажей. При этом элементы композиции должны находиться в абсолютной гармонии. Ничто не должно быть слишком ярким и броским или же, наоборот, казаться незаметным.

Естественность

Китайский сад просто обязан смотреться естественно. От дизайнера требуется создание впечатления того, что всё вокруг было сотворено без человеческого участия.

Как будто сама природа выстроила деревья, камни, водоёмы в необычные произвольные образы.

Однако немногие знают, что такие на первый взгляд несколько небрежные композиции бывают на самом деле очень глубоко продуманы, чтобы приглашать к медитации и размышлениям.

Принцип заимствования в пейзаже

По законам восточного ландшафтного искусства китайский сад разбивается таким образом, что в любой точке вслед за одной панорамой открывается другая.

Подобный приём в дизайне называют «принципом заимствования пейзажей», благодаря которому можно визуально расширять границы участка.

Секрет воплощения этого явления в жизнь очень прост: создаётся многоплановая перспектива, после чего прокладываются декоративные мостики и дорожки, соединяющие панорамы друг с другом.

Символичность

Китайский сад – это не только один из вариантов ландшафтного дизайна, но и проекция души его владельца. Ведь он бывает выстроен согласно правилам фэн-шуй, в которых всё подчиняется гармонии окружающего мира. Согласно этому учению, пространство, окружающее человека, должно содержать элементы, которые символизируют составляющие нашей Вселенной.

Поэтому и составляющие китайского сада – знаки «инь» и «янь» – олицетворяют единение противоположностей. Они в парках Поднебесной сочетаются таким образом, чтобы давать возможность «ци» – живительной энергии – свободно перемещаться в пространстве.

К тому же большинство элементов также символизирует различные жизненные состояния, к примеру, персик означает благополучие, пион – богатство и т. д.

Вода

В Поднебесной во все времена к природе относились очень серьёзно. Ведь считалось, что именно от неё зависит и радость, и горе. В китайском саду используется несколько обязательных составляющих. Одной из них является вода. Она, организуя общее пространство, делит территорию на разные зоны.

Например, пруд с его ровной гладью – это символ спокойствия и мира, струи от фонтана, ручьи или водопад – вечного движения. Любой водоём китайского сада не должен иметь искусственную облицовку или высокие берега. Беседки и павильоны, установленные на островках, занимают практически всё место, возвышающееся над водой.

Это нужно для создания впечатления, что эти строения «выросли» из водной глади.

Камни

Они являются обязательными составляющими китайских садов. Камни уравновешивают строения, сотворённые человеком, и природные элементы. Для создания подобного эффекта часто устраиваются простые горки из валунов, где не высаживается никаких растений. Вообще, в китайской культуре к камням относятся с трепетом – ими любуются, их слушают.

Цветы

Такие растения китайского сада, как правило, немногочисленны. Но каждое из них несёт свой символический особый смысл. Наибольшего поклонения заслужил древовидный пион, который здесь именуют «королём цветов». Нередко в саду встречаются лотосы, розы, хризантемы, нарциссы.

Каждый из благородных цветков обязательно оттенён более простым растением, «рангом» пониже. Например, для пиона лучшие спутники – роза или шиповник, хризантема «оттеняется» бегонией. То же самое происходит с деревьями. Например, слива высаживается рядом с магнолией или камелией.

Деревья

Особым почётом в садах в китайском стиле пользуются большие и старые деревья, которые растут на участке не одно десятилетие. Почти всегда встречается сосна, символизирующая благородство. Не является редкостью персик или слива.

Прекрасным дополнением в живописную композицию ландшафтные дизайнеры считают бамбук. Он на Востоке является олицетворением жизненной силы и стойкости.

Другими, не менее любимыми для китайцев деревьями, считаются магнолия, ива и, конечно, сакура.

Постройки

Сады Поднебесной невозможно представить без каких-либо рукотворных сооружений. Это сделанные в традиционно восточном стиле беседки, террасы, чайные домики. Они размещаются на территории с таким расчётом, чтобы человек, находясь в них, имел возможность, созерцая всё пространство, любоваться гармоничностью.

Источник: https://FB.ru/article/247481/traditsionnyiy-kitayskiy-sad-opisanie-vidyi-i-osobennosti

Китайский стиль в ландшафтном дизайне, фото

Китайские сады

Китайский стиль ландшафтного дизайна, как собственно и вся китайская культура, по праву считается одним из самых древних.

Сады Поднебесной завораживают своей самобытностью, ведь их дизайнерские принципы формировались в условиях абсолютной изоляции, опираясь исключительно на постулаты даосизма и конфуцианства.
В китайском придомовом парке нет ничего лишнего.

Здесь всё продумано до мелочей, и каждый, даже самый миниатюрный элемент, играет важную роль, имея своё символическое значение.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне

Философия фэн-шуй

Китайский стиль оформления ландшафта довольно специфичен. Его идеологической основой стала философия фэн-шуй. Главные постулаты этого учения, имеющие отношение к обустройству территории, таковы:

  • Во всех элементах садово-парковой композиции должна царить абсолютная гармония, олицетворяющая сбалансированное взаимодействие пяти стихий (вода, земля, дерево, огонь, металл). Этим правилом определяется также и соотношение воды и суши, и объёмы свободного и занятого пространства.
  • Каждый из элементов, составляющих общую дизайнерскую картину, одинаково важен и имеет своё предназначение.
  • Китайский сад – это мир в миниатюре. Его целостность и многогранность достигаются с помощью многоплановой перспективы и «свёрнутого» пространства. Здесь в постоянном единении и противоборстве находятся два жизнеутверждающих начала – мужское и женское.
  • Обязательно наличие главной, центральной точки, вокруг которой происходит движение. Располагается она, как правило, на возвышении.
  • Абсолютно всё, что посажено, построено, установлено, и обустроено в китайском саду должно быть наполнено животворящей энергией Ци, грамотно направленной хозяином или ландшафтным дизайнером в нужное русло.

Концепция китайского стиля в ландшафтном дизайне

Основная идея китайского ландшафтного дизайна – воспроизведение на имеющейся территории миниатюрной модели мира.

По сути – это колоритная смесь из пейзажного и этнического стилей, основанная на гармоничном сочетании природных красот с определёнными декоративными включениями.

Однако грань между естественным и рукотворным здесь настолько тонка, что неискушённому зрителю определить её будет очень сложно.

Японский ландшафтный дизайн

В китайском саду человек не противопоставляет себя природе, а лишь деликатно направляет её проявления в нужную сторону. Находясь в постоянном поиске совершенства, приверженцы древних философий создают вокруг себя живописные ландшафты, идеально подходящие для медитаций и ощущения абсолютного единства с окружающим миром.

Особенности обустройства

Оформление участка в китайском стиле предусматривает организацию максимально комфортных условий для достижения гармонии с природой и с самим собой. В этом необыкновенном месте, одинаково прекрасном в любую погоду, независимо от времени суток, человек должен отдыхать и душой, и телом.

Яркой особенностью оформления сада по-китайски является иллюзия безграничности пространства. С каждой смотровой площадки обязательно открываются новые виды. Любой, даже самый маленький кусочек сада, притягивает взгляд, создавая настроение. Неухоженные или незанятые участки здесь недопустимы.

Пейзажность таких садов обеспечивается плавностью линий, сглаженными формами, природными силуэтами и свободно растущей зеленью.
Как правило, участок, оформленный в китайском стиле, можно узнать по следующим признакам:

  1. планировка в соответствии с учением фэн-шуй;
  2. целостность и завершённость композиций;
  3. отсутствие пластика в оформлении;
  4. обилие воды и камней;
  5. наличие чайной беседки, лунных ворот и садовых окон;
  6. внутренние садовые стены;
  7. стилизованные входные ворота.

Китайские приусадебные участки существенно отличаются от европейских своим наполнением. Основной акцент дизайнеры востока делают на воду и камни, в то время как растительность, а особенно – цветы – это просто полезное дополнение.

Ландшафтные композиции

Несмотря на то, что все ландшафтные композиции в китайском стиле имеют единую философскую концепцию, они всё же подразделяются на несколько видов. В зависимости от оказываемого эмоционального воздействия, различают:

  • Смеющийся сад. Привлекает внимание богатой цветовой палитрой и насыщенностью красок. Здесь яркое всё – и растения, и дорожки, и постройки.
  • Идиллический сад. Это место спокойствия и умиротворения. Характерные признаки – уютная беседка, тихая водная гладь, неброские цвета.
  • Угрожающий сад. Олицетворяет необузданное величие стихий, выраженное бурлящими потоками, шумными водопадами, искривлёнными деревьями и могучими каменными глыбами.

Примечательно, что эти зоны должны одновременно присутствовать на территории участка. Планомерно сменяя друг друга, они делают китайский сад многоликим, напоминающим реальный мир, постепенно открывающий свои секреты любознательному путнику.

Планирование участка

Поскольку в китайском саду всё подчиняется теории равновесия фэн-шуй, обустройство ландшафта здесь следует проводить в соответствии с её идеями:

  • Южная часть. Отвечает за любовь и всё, что с ней связано. Должна быть обозначена огнём и красным цветом (светильники).
  • Северная сторона. Оказывает влияние на работу и карьерный рост. Предусматривает наличие камней, воды и чёрно-синих оттенков.
  • Восток. Зона размышлений и обучения. Традиционно обустраивается деревом и дополняется зеленью.
  • Запад. Территория дружбы. Обязательные атрибуты – металл и оттенки белого.
  • Центр участка. Обитель душевного и телесного здоровья.

Корректируя вид и количество составляющих, можно обустраивать каждую зону, ослабляя или, наоборот, усиливая её энергетическое воздействие.

Традиционные элементы

Занимаясь обустройством участка в китайском стиле нельзя забывать об определённых традиционных элементах оформления. К ним относятся:

Внутренние (садовые) стены. Выложенные из камня или выкрашенные в белый цвет, они служат эффектным фоном для растительности, одновременно выполняя функцию зонирования участка.

Лунные ворота. Представляют собой большие, размером с человеческий рост, проёмы произвольной формы во внутренних стенах сада. Разделяя пространство, они помогают открывать новые пейзажи по мере продвижения по участку, одновременно являясь своеобразными рамами для «живых картин».

Садовые окна. Это различные отверстия в садовых стенах, позволяющие созерцать живописные картины природного мира.

Могут иметь два варианта исполнения: — в виде достойной рамы для открывающегося за ней пейзажа; — в форме декоративной решётки из металла, камня или дерева, зачастую с замысловатым орнаментом.

Камни. Наделены душой и олицетворяют собой мужское начало Ян.

Особую ценность представляют старые глыбы и образцы, имеющие сложную форму. Располагаются как по отдельности, так и группами. Гора камней в Поднебесной – символ бессмертия.

Традиционно в оформлении ландшафта широко используется озёрный известняк, демонстрирующий на своей поверхности следы длительного воздействия воды, а значит – имеющий прошлое.

Водоёмы. Наряду с камнями являются неотъемлемой частью китайского ландшафта, и символизируют женское начало. Причём живительная влага обязательно должна присутствовать в двух состояниях – спокойном и движущемся.

В саду нужно найти место как для пруда или озера (желательно с рыбками и водными растениями), так и для ручья или даже водопада.Стилизованные мостики.

Соединяя берега водных пространств, они могут быть самыми разными: шаговыми – для скромных ручейков, изогнутыми – для небольших потоков, зигзагообразными – для пересечения крупных водоёмов. Традиционные строительные материалы – дерево и камень.

Беседки и павильоны. Примечательны отсутствием стен, изогнутой кровлей и богатым убранством. Сооружаются, как правило, на берегу или в самом центре пруда. Предназначены для отдыха, медитаций и созерцания. Форма постройки зависит от окружающего ландшафта и символического значения.

Бонсэки. Это миниатюрная пейзажная композиция из камней и песка, расположенная около ограды или на специальном столике посреди сада.

Китайские фонарики. Традиционно выполняются в красном цвете, иногда украшаются иероглифами. Могут быть изготовлены из самых разных материалов – металл, дерево, бумага, стекло. Размещаются вдоль стен, внутри и снаружи беседок.

Используются как для освещения пространства, так и в качестве украшения.
Каменные львы. Традиционный атрибут китайского сада, призванный защитить хозяина от отрицательной энергии, которую могут принести с собой посетители.

Располагаются парами непосредственно у дверей дома или перед входными воротами.

Входные ворота. Имеют прямоугольную форму и дополняются характерной изогнутой крышей. Окрашены, как правило, в ярко-красный или коричневый цвет.

Дорожки в китайском саду

По учениям фэн-шуй вся энергия в пространстве движется ритмично. Исходя из этого, садовые дорожки обязательно должны быть извилистыми, особенно те, которые ведут непосредственно к дому. Прямая линия в китайском ландшафте по негативному воздействию приравнивается к удару молнии.

Для рассеивания или нейтрализации враждебных энергетических потоков, в особо «опасных» местах устанавливаются арки, садовые стены или лунные ворота. Сами дорожки всегда вымащиваются твёрдым покрытием.

Это могут быть: — цветная галька, уложенная в виде волнистых узоров или замысловатых рисунков; — булыжники; — фигурная плитка.

Садовая мебель

Выбор мебели для сада в китайском стиле осуществляется с учётом её уместности в той или иной зоне. Размещать скамейки на открытых участках попросту – не принято.

Если это место для беседы – оно должно быть прикрыто зонтом или стилизованным навесом, обеспечивающим защиту от дождя или палящего солнца.

Важно помнить, что сломанная мебель привлекает неприятности, поэтому ей нет места в настоящем китайском саду.

Растения для сада в китайском стиле

Растительный мир в китайском саду весьма разнообразен. Однако при его планировании важно помнить, что каждое дерево, каждый кустик, и каждый цветок несут в себе определённую энергетику, воздействуя соответствующим образом на окружающее пространство.

Особо значимыми среди деревьев считаются: сосна, символизирующая долголетие, бамбук – олицетворение стойкости, а также персик и слива, дарящие счастье. Они, как правило, имеются в каждом саду, наряду с пихтами, ивами и вишней.

Деревья зачастую высаживаются поодиночке. В случае групповых посадок, число растений должно быть нечётным.

Большим уважением пользуются по-настоящему древние или искусственно состаренные экземпляры с неровными стволами, которые обычно становятся центрами тематических композиций.

Встречаются в китайском саду и кустарники, привлекающие яркостью листвы или декоративностью во время цветения (магнолии, гортензии, форзиции, жасмин).

Цветы выращиваются эффектные, но в то же время утончённые. Однако их не должно быть слишком много. Это, как правило, розы, пионы, ирисы, хризантемы и лотосы. Зачастую цветущие растения окружают зеленью, придавая композициям живописной изысканности.

Ограждения

Одной из ярких особенностей китайского стиля в ландшафтном дизайне является отсутствие чётких визуальных границ пространства. Поэтому садовые ограждения маскируются всеми возможными способами:

  • Часть стены декорируется зеленью, напоминая ширму, за которой вот-вот откроется новая панорама.
  • Фрагмент забора играет роль экрана, на который живописно ложатся тени растущих неподалёку деревьев.
  • Участок ограждения может быть оформлен в виде стены якобы расположенного по соседству буддистского храма.
  • На помощь приходят и каменные композиции, притягивающие взгляд и отвлекающие внимание от фоновой ограды.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — видео:

***

Чтобы все усилия по созданию китайского сада не пропали даром, и благотворная энергия не покинула участок, очень важно пристально следить за порядком на всей его территории.

Необходимо регулярно удалять сухие ветки, опавшую листву и увядшие растения, чтобы ничто не вставало на пути энергии Ци, позволяя ей беспрепятственно циркулировать в пределах заданного пространства, обеспечивая хозяину благополучие и процветание.

Список всех ландшафтных стилей с фото

Источник: https://ReHouz.info/kitajskij-stil-v-landshaftnom-dizajne-foto/

Стиль китайского сада

Китайские сады
САД YUYAN

Китайский сад формировался 3000 лет как стиль ландшафтного дизайна. Это могут быть огромные императорские сады и сады небольшие, принадлежавшие ученым, чиновникам, купцам. Они созданы для размышлений и уединения. Каждый напоминает идеальный миниатюрный природный ландшафт и выражает единство человека и природы.

Обычный китайский сад огорожен стеной, включает пруд, группы камней, деревьев, цветов, залы, павильоны, которые соединяют извилистые дорожки или зигзагообразные галереи. Каждая часть сада – тщательно подобранная сцена. Императорский сад – это масштабная картина мира, а частный – подробно детализирован и включает много миниатюрных композиций.  Оба объединяет философия единства. 

История китайского сада

QIUXIA

Первые упоминания рассказывают о китайских садах в долине реки Хуанхэ во времена династии Шан (1600 — 1046 г. до н. э). Эти сады были большими закрытыми парками, где правители и придворные охотились на дичь или выращивались фрукты и овощи.

Надписи того периода говорят о трех видах сада: Йо, Пу и Юань. Первый сад был царственным садом и в нем было много зверей и птиц. Во втором саду выращивались растения. Последний сад, Юань, со временем стал основой для создания китайского сада.

Он являл собой замкнутый квадрат, где были стены, пруд и растения. 

Царские китайские сады описаны в поэзии того времени.

Например, сад-парк Терраса, Пруд и Парк Духа короля Венгвана, созданный на запад от его столицы, города Инь, описан как место, где прогуливается и может наблюдать свободно за тем, как пасутся олени и их оленята, как красивы белые журавли и пруды полны рыбы.

  В “Записях великого историка” Шиджи описан еще один королевский сад Шаки (Песчаные Дюны), созданный Шан, правившем в 1075 — 1046 г. до н.э.

Согласно “Записям…”, в центре была большая смотровая площадка, а во дворце был построен бассейн, по которому свободно могли плавать несколько небольших лодок одновременно. В его центре был насыпан остров, а сам бассейн был наполнен вином. В китайских летописях описано еще много величественных садов, где были роскошные дворцы, озера, лодки в виде драконов.

Большое влияние на стиль китайских садов на протяжении многих веков имела одна легенда о восьми бессмертных, которые проживали на вершине горы Пэнлай. Они жили вечно, в благоденствии в дворцах из серебра и золота. Вокруг росли деревья с драгоценностями. Там не было ни зимы, ни боли, а вино и рис никогда не исчерпывались. 

ZHAN YUAN

Один из великих правителей раннего Китая – Ин Чжен, вдохновившись легендой о рае на горе, послал воинов найти этот рай и добыть эликсир бессмертия. Но безуспешно. Однако, он недалеко от своей столицы, Саньяна, создал сад с большим озером Ланчи-Гун. В центре его возвели копию горы Пэнлай. В 206 г. до н.

э. он умер, а его столица и сад были уничтожены. В хрониках китайских историков, художественных произведениях упоминаются Озеро Высшей Сущности, Сад генерала Лян Цзи и др. большие сады-парки. Однако легенда продолжает вдохновлять китайских садовников создавать у себя маленькие копии острова Бессмертных.

С началом нашей эры в Китай пришел буддизм и при каждом храме устраивали свои сады и садики. Сады стали вдохновлять поэтов на создание сборников стихотворений. Такими примерами стали Сад Золотой долины, Павильон Орхидей. Императоры стали организовывать сады и ставить там спектакли.

Во времена расцвета Китая и сад стал процветать. Во многих, даже самых маленьких садиках, пытались воссоздать все-ту же райскую картину из легенды о Бессмертных и всегда давали им поэтичные названия. Также начали развиваться селекция, одомашнивание диких растений, черенкование, прививка и размножение растений. Создавались трактаты и каталоги растений. 

Во времена династии Тан Китай в экономическом плане стал процветать. Это способствовало и процветанию садов. В рукописных источниках описывают огромный сад, построенный Великим Министром Империи Тан Ли Дэю.

В нем было больше сотни разных павильонов и сооружений, большая коллекция камней и экзотических растений.

Одними императорами создавались сады, другие их разрушали, а некоторые ученые брали плату (чисто символическую) за посещение своих садов. 

Почти все древние и давние сады Китая остались лишь в летописях и лишь немногие дожили до нашего времени. Одни сильно видоизменились, другие же сохранили почти исторический вид. Например, сад Павильон Голубой волны в Сучжоу. Он был построен в 1044 г. н.э. поэтом Су Шуньцин или Сад мастера сетей, называемый Рыбацким Приютом. В Сучжоу осталось много примеров давнего садового дизайна. 

Каждая династия императоров вносила свой вклад в садовое искусство Китая. Затянувшийся Сад, Сад Юйюань, Сад Совершенствования, Сад Цзичан, Сад Летний Дворец, Сад Кейуан могут наочно продемонстрировать свою красоту. Их строили не только правители, но и ученые, философы, поэты, государственные деятели. Они – роскошны, они вдохновляют и обязательно заставят задуматься о неосязаемом. 

Дизайн китайского сада  

THE HUMBLE ADMINISTRATORS GARDEN

Китайский сад раскрывается постепенно. Его нельзя увидеть сразу. Он состоит из каскада пейзажей. Он призван скрыть вульгарное и простое, а показать совершенство. В нем нет четких ровных линий, а есть ассиметрия и плавность. Он всегда окружен стеной и включает в себя пруд, павильон для наблюдения, а растения аккуратно подобраны друг к другу.

Архитектура сада

В китайском саду много архитектурных сооружений: залы, павильоны, храмы, галереи, мосты, беседки и башни. 

  • Тин – Церемониальный зал для торжеств или церемоний с внутренним двором и находится недалеко от въездных ворот
  • Да тинг – Главный павильон принимает гостей и окружен верандой
  • Хуа тинг – Павильон цветов располагается рядом с домом и в нем выращиваются растения, и есть альпинарий
  • Павильон Сиань с четырьмя дверьми и подвижными стенами, чтобы раскрывать панорамы сада
  • Лотосовый павильон строят рядом с прудом
  • Павильон Юань Ян Тин – павильон уток мандаринов разделен на две части: северную и южную

Кроме этих достаточно больших сооружений, в китайском саду можно увидеть такого же плана строения, только поменьше. Они предназначены для обеспечения укрытия от солнца и дождя, для осмотра сада и для отдыха.

Их располагают там, где можно за чем-то наблюдать, что-то слушать, где красивый вид на пейзаж. Они бывают отдельно стоящие, а бывают частью другого строения.

Каждое из этих зданий обязательно имеет свое название, которое выражает смысл его предназначения: Павильон Пикового поклонения, Павильон Луны и Ветра, Павильон слушанья дождя и т. п.

Еще в китайском саду строят смотровые башни (лу или гэ). В некоторых садах возведены каменные павильоны в виде лодки у пруда. Они состоят из беседки, зала в центре и двухэтажного здания, которое смотрит непосредственно на пруд. Есть также небольшие закрытые дворики, устроенные для того, чтобы отдохнуть, помедитировать, порисовать, попить чая. 

Важный элемент китайского сада – это галереи (ланг). Эти узкие змеевидные (реже прямые) узкие и крытые коридоры соединяют здания, прячут посетителей от дождя и зноя, и разделяют сад на части. В них сделаны окошки, квадратные, круглые или, иногда, неправильной геометрической формы, для осмотра пейзажа мельком.   

Окна и двери в китайском саду – обязательный элемент– бывают округлыми, овальными, шестиугольными, восьмиугольными, иметь форму вазы или фрукта. Они всегда очень красиво оформлены.

Мосты и мостики – еще одна характерная черта сада. Формы у них бывают разнообразные: прямые, зигзагообразные, арочные.

Предназначение у мостов прямое (для передвижения) либо декоративное (для осмотра сада, как элемент картинки). Их строят из камня или дерева. 

RETREA & REFLECTION GARDEN

Часто в садах Китая создавались небольшие отдельно стоящие здания для уединения и медитации, а также здания для библиотек или студий (шуфан).  

Сад Камней и горы

В каждом китайском саду всегда есть хотя-бы маленький Сад Камней. Гора для китайцев – это символ добродетели, стабильности и выносливости. Об этом говорит конфуцианство и Книга перемен, а также легенда о Бессмертных. В давние времена их создавали большими, каскадами, и строили наверху смотровые павильоны.

Во времена династии Цин создавать эпохальные горы и сады камней стало немодно. А сейчас, это один большой камень, символизирующий основную гору и ряд камней помельче для отображения горного массива в Саду Камней. Некоторые небольшие сады внутри двориков состоят из белого песка и камней, расставленных по периметру и внутри. В лунном свете они похожи на настоящие озера.

Это такой родоначальник японского сада дзен – “сухой сад”.  

Растения

Растения в китайском саду – четвертый важный элемент этого стиля сада. У них такое же важное предназначение, как у сооружений, камня и воды. В нем всегда росли сосна, бамбук, китайская слива. В местном климате эта тройка даже зимой остается зеленой.

Сосна – символ долголетия и упорства, постоянства в дружбе. Бамбук – символ мудрого, скромного, всегда учащегося и гибкого человека, не ломающего даже в самый сильный шторм. Слива – возрождения после зимы и прихода весны.

Ценится она за розовые и белые цветки, а также за сладкий аромат. 

В садах Китая растут персики (символ долголетия и бессмертия), груши (символ справедливости и мудрости, долгой дружбы или романтики), абрикосы (символ пути военного начальника или госчиновника), гранатовые деревья (символ плодовитости), ивы (дружба и радость). Цветы также олицетворяли желания. Пион – символ богатства, орхидея – символ благородства и невозможной любви, а лотос стал символом поиска знаний. Эти три цветка обязательны, как и хризантемы. 

MASTER OF THE NEST GARDEN

В саду обрезка почти не применялась. Давние китайские ландшафтные дизайнеры пытались сохранять свои растения в природном виде. Особенно ценились вычурные карликовые деревья с искревлеными стволом и ветками для создания миниатюрных пейзажей.

Заимствующий пейзаж (Цзецзин)

Важным аспектом в дизайне китайского сада есть заимствование окружающего сад пейзажа. Цель этого приема в том, чтобы созданный вручную сад был часть этого ландшафта и казался бесконечным. 

Для садовода Китая важно, как выглядит его сад во времена года или время суток. Как и в наше время, так и в древности, дизайнеры учитывали как определенные части сада будут выглядеть лучше всего зимой, какие весной, летом и осенью, какие лучше лицезреть днем, а какие ночью. 

Скрыть и удивить

Еще один прием, использовавшийся и используемый, это тайное, которое становится неожиданно явным.

Помните, вначале писалось о том, что китайский сад состоит из нескольких отдельных самих по себе сцен? Их объединяют с помощью галерей, отделяют стенами сооружений, зарослями”лунными воротами”, экранами из растений, извилистыми дорожками. Гость в таком саду открывает что-то новое лишь тогда, когда доберется до контрольной точки, последнего момента. 

Философия сада

Китайский сад предназначен, как и когда-то, для использования и для любования. В нем проводятся всевозможные торжества, учат письму, чтению, музыке. В саду пьют чай и медитируют.

Даосизм сделал сад местом для достижения просветления путем созерцания единства творения, где царят гармония и порядок.

В нем две противоположности, инь и янь, дополняют друг друга, сокрытое становится явным, а пейзаж никогда не закончится. 
CHINESISCHER GARTEN В ГЕРМАНИИ

Каждый китайский сад – это поиск рая, затерянного мира, утопической вселенной и бессмертия. В этих садах четко видится, как творчество человека может стать частью природы. В них стараются, как можно точнее, имитировать природу и проявить ее во всей ее красоте. . 

Влияние сада на мир

Китайский сад повлиял за время своего существования на все стили садов. Очень многое из него перешло в японский сад. Это обмен знаниями, озера и павильоны наподобие китайских, интимные сады для медитации и отдыха, сад камней, церемония чаепития в саду, воссоздание островов бессмертных.

В европейские сады вместе с путешественниками пришла природная линия, отсутствие четкой геометрии, асимметрия, беседки в китайском стиле с крышами-лодочками, маскировка,натурализм, мосты. Он вмешался в строгую геометрию французского сада, английский формальный сад, царский русский сад. К концу ХIX века в Европе не было страны, в которой не было бы мотивов китайского сада. 

Источник: https://rozisad.ru/stil-kitajskogo-sada/

10 необычных китайских садов

Китайские сады

Китайский сад — это не просто пагоды, красный цвет и колокольчики. В его основе всегда лежит синтез природы и мифологии, попытка создать рай на земле. Этот рай имеет вполне конкретный образ. По древним легендам, в океане существовали пять Островов бессмертных.

Их описания со временем превратились в пособие для садоводов, которые создавали миниатюрные копии ландшафта мифических островов. В идеальном китайском саду обязательно есть водоем с одним или несколькими островами, павильон и искусственная гора — прообраз горного массива Куньлунь.

Рассматривая планы известных садов, европеец может обнаружить нарушение привычных нам законов планирования. Но в реальности эти сады гармоничны. В чем секрет? Китайцы изначально создавали сад, а не привязку ландшафта к дому. Если убрать забор и дом, участок соединяется с природой.

Поэтому в китайских садах традиционно использовались растения-аборигены, произрастающие в этой местности. Собираясь в путешествие по китайским садам, возьмите в дорогу мои любимые книги.

Елена Голосова «Сады и парки дельты реки Янцзы»; Дж. Саймондс «Ландшафт и архитектура»; Gao Yonggang «The Essential Guide to Creating a Chinese-Style Garden: Design a Landscape for the Soul in Your Own Backyard».

Карьерный сад

Заброшенный карьер площадью 4,26 га превратился в оазис. Он расположен в Ботаническом саду в Шанхае.

Дизайнеры совместно с инженерами изменили рельеф участка, создав секретные сады и петляющие маршруты. Каменные стены карьера оставили нетронутыми, что позволит им «самовосстанавливаться» под дождем и солнцем.

Quarry Garden, in Shanghai Botanical Garden. 997 Longwu Rd, Xuhui Qu, Shanghai Shi. www.shbg.org

Сад Чжаньюань В Нанкине

Этому саду 600 лет, и здесь сохранились постройки династии Мин. Обратите внимание на дорожки из камней.

Перед тем как поместить в сад, их много лет держали на дне озера Тайху, чтобы вода сточила все лишнее, а затем обрабатывали вручную.

Идеальный камень должен был обладать пятью качествами: шоу — узкий, чжоу — морщинистый, лоу — продырявленный, тоу — проникающий, сю — красивый. Zhanyan garden. No. 128, Zhanyuan Road, Qinhuai District. www.njzy.net

Юхэюань — Парк Безмятежного отдыха

Пекинский парк 1750 года также называется «Летний дворец». Охраняется ЮНЕСКО как шедевр китайского ландшафтного дизайна. Обойти всю территорию за день не получится. Сюда принято возвращаться. Yihe Yuan Summer Palace. 19 Xinjiangongmen Rd, Haidian Qu. www.summerpalace-china.com

Парк Бейхай

Императоры разных династий снаряжали экспедиции на поиски Островов бессмертных, о которых повествуют китайские легенды. Острова не нашли. Но их описание легло в основу создания этого парка в Пекине. Здесь есть знаменитый ресторан императорской кухни, где готовят по рецептам времен династии Цин. 1 Wenjin St, Xicheng Qu. www.beijingtrip.com/attractions/park.htm

Сад Лю Юань

«Сад уединения» в Сучжоу входит в число четырех самых известных садово-парковых ансамблей Китая и охраняется ЮНЕСКО. Композиция классического пейзажного сада состоит из серии видовых точек и маршрутов перемещения между ними.

Сад был создан самим хозяином в соответствии с искусством традиционных садов «бэнь юй цзыжань» («произрастая из природы»), согласно которому сначала формируется сад и лишь затем план участка. 338 Liuyuan Road, Gusu Qu, Suzhou Shi, Jiangsu Sheng.

www.china.org.cn

Вангшиюань

Еще одно название — «Сад мастера плетения сетей и интриг». Образец классического китайского сада отражает тесную связь между образом жизни владельца и ландшафтом.

Участок размером всего около 50 соток кажется в разы больше благодаря хитрой планировке. Из каждой комнаты дома можно без труда попасть в сад. Этот прием совмещения дома и улицы характерен для многих частных садов Сучжоу. Wangshi Yuan. No.

11 Kuojiatou Alley, Daichengqiao Road, Canglang District, Suzhou 215006. www.szwsy.com

Речной парк Хаутан в Шанхае

Парк был создан к выставке Шанхай Экспo 2010 и отражает идею «ландшафта как автономной экосистемы». Участок представляет собой узкую полосу площадью 14 га на реке Хуанпу. Эти земли, загрязненные продуктами нефтепереработки, ранее принадлежали сталелитейному заводу и верфи.

Проект, выполненный китайской архитектурной студией Turenscape, призван создать новую «зеленую» территорию, продемонстрировать экологически чистые технологии, а после выставки Expo использовать ее как общественную набережную.

Еще одна задача, стоящая перед проектировщиками, заключалась в улучшении контроля за паводками. Чтобы создать новую активную береговую линию как живой организм для лечения загрязненной реки, было разработано болото 1,7 км в длину и 5–30 метров в ширину.

Авторы проекта выстроили красивые деревянные мостики, а для поглощения загрязняющих веществ высадили растения, очищающие воду. No.2200 Shibo Avenue, Pudong New Area, Shanghai.

Сад Юй-Юан

Сад был основан в XVI веке во времена империи Мин по указу сына министра в качестве подарка своему отцу. Именно отсюда и пошло название «Сад радости». Оно символизирует счастье, которое младшие дарят старшим. К сожалению, в XIX веке сад сильно пострадал, но был отреставрирован в 1956 году. 218 Anren St, Huangpu Qu, Shanghai Shi, 200010. www.yugarden.com.cn

Ботанический сад Чень Шань в Шанхае

Масштабный пейзажный проект мюнхенского бюро Planungsgruppe Valentien осуществлен в 2010 году.

На 206 гектарах насыпной земли в дельте реки Янцзы у подножия горы Чень организован уникальный зеленый ландшафт с автономной экосистемой.

В основу проекта легли эстетика и символика традиционного китайского ландшафта, дополненные инновационными техническими решениями. Chenshan Botanical Garden. No.3888 Chenhua Road, Songjiang District, Shanghai 201619. www.csnbgsh.cn

Сад Хе юань в Янчжоу

Сад Хе Юань в Янчжоу являет собой хорошо сохранившийся образец садового искусства времен династии Цин. Одной из главных достопримечательностей является павиль­он пионов. He Yuan Yangzhou. No.66 Xuningmen Avenue Yangzhou. www.he-garden.net

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Телефон:+7 (495) 633-5-633Факс:+7 (495) 633-57-95E-mail:elledecor@hspub.ru

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Источник: https://www.elledecoration.ru/interior/outdoor/10-neobyichnyih-kitayskih-sadov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.