Новозеландский лен – сокровище маори

Лен новозеландский

Новозеландский лен – сокровище маори

             Ботаническое название: Phormium.

Семейство. Ксанторреевые.

Происхождение. Новая Зеландия.

Описание. Новозеландский лен или формиум – травянистые многолетние растения, формирующие крупные розетки жестких, мечевидных листьев, каждый из которых может достигать 2 м. длины.

Оттенки листьев варьируются от зеленого до белого, желтого, красного, бордового и фиолетового.

  Летом из розетки поднимаются высокие цветоносы, несущие соцветия – рыхлые метелки, состоящие из трубчатых, темно – красных цветков.

Высота. До 2,5 м.

2.1.Температурные условия

Теплолюбивое растение, которое будет наслаждаться летней жарой. В зимние месяцы требуется прохладный период покоя при температуре 6 – 8° С. 

  Вам также может быть интересно:

  • Алоэ – уход в домашних условиях, полезные свойства, применение растения, виды, выращивание в горшке, как пересаживать столетник, размножение комнатного растения
  • Тонкосемянник или лептоспермум – фото цветка, размножение – выращивание из семян, уход в домашних условиях, время цветения, сорта, описание видов, пересадка, обрезка домашних растений,состав грунта для содержания в горшке
  • Фуксия цветка, уход в домашних условиях, выращивание, сорта, описание комнатного растения, содержание в горшке, цветение, размножение, посадка
  • Кордилина  цветка, уход в домашних условиях, описание видов, размножение растения, приметы и суеверия, почему сохнут листья, пересадка, обрезка, почва для выращивания, болезни и вредители, время цветения, полив, полезные свойства

Хорошо освещенное местоположение без прямых лучей солнца в дневные часы. Пестролистные сорта будут лучше расти в ярком свете. 

↑ , в меню ↑ 

2.3.Уход

Формиум оценит пребывание на свежем воздухе в теплое время года.

Грунт должен иметь хороший дренаж, быть питательным, богатым перегноем. Хорошо приспосабливается к большинству типов почв, может расти в достаточно бедных питательными веществами почвах.

2.5.Подкормка

В период активного роста подкармливайте 2 раза в месяц жидкими удобрениями. Осенью подкормки прекратите. 

↑ , в меню ↑ 

2.6.Назначение

Большое кадочное декоративнолиственное растение.

2.7.Время цветения

Редко цветет в комнатной культуре.

2.8.Влажность воздуха

Переносит сухой воздух отапливаемых помещений и часто в опрыскиваниях не нуждается вовсе.

↑ , в меню ↑ 

2.9.Влажность почвы

В период роста поливайте новозеландский лен обильно – до полного промачивания земляного кома. Верхний слой грунта должен успеть подсохнуть между поливами. Осенью частоту поливов сокращают, а зимой просто поддерживают грунт в едва влажном состоянии. Считается, что сорта с темно окрашенной листвой менее устойчивых к засухе. 

↑ , в меню ↑ 

2.10.Пересадка

Ежегодно, весной, по мере роста, пересаживайте в горшок большего объема. У больших растений, пересадка которых затруднительна, меняют верхний слой грунта на свежий ежегодно, весной.

2.11.Размножение

Делением больших экземпляров при пересадке. Семенами, которые высевают весной. 

↑ , в меню ↑ 

2.12.Вредители и болезни

Пятнистость листьев, загнивание при наличии избыточной влаги. Растения могут подвергаться атакам мучнистых червецов, щитовок, ложнощитовок, паутинных клещиков.

Насекомые – вредители

Название насекомогоПризнаки зараженияМеры борьбы
Мучнистый червец или войлочникПоверхность листьев и побегов покрывается пушисты ватообразным белым налетом. Растения отстают в развитииНародные средства: опрыскивание мыльно – спиртовым раствором. Хорошо проявили себя настой табака, чеснока, клубней цикламена, спиртовые обработки, аптечная настойка календулы. Химические средства: раствор зеленого мыла, Актеллик, Фитоверм.
Паутинный клещ Малозаметная паутина на листьях, пожелтение и опадание листвы при обширном поражении. Поверхность листовых пластин становится мертвой и покрывается небольшими трещинками. Развитие растений замедляется.Народные способы. Растения можно промыть под душем и оставить в ванной комнате во влажной атмосфере на полчаса. Облучение ультрафиолетовой лампой каждую неделю в течение 2 минут. Химические препараты на основе пиретрума, серные порошки, Фитоверм, Актеллик.
Щитовка и ложнощитовка Клейкие капельки  на листьях, желтые небольшие пятна на поверхности листовых пластин. При большом распространении щитовки способствуют высыханию и опаданию листьев. Цветы замедляют свое развитиеНародные методы борьбы. Опрыскивание мыльно – спиртовым раствором. Личинки щитовки не любят настоя чеснока, также используют средства на основе пиретрума. Химические препараты. Фитоверм, Актеллик, Фуфанон.

  Вам также может быть интересно:

  • Паслен комнатного растения, семейство, уход в домашних условиях, описание, польза и вред, как выглядит цветок, состав грунта для выращивания деревца, симптомы отравления ядовитыми ягодами
  • Шеффлера цветка, уход в домашних условиях, размножение комнатного растения, приметы и суеверия, пересадка, черенкование, время цветения, почему опадают листья, как составить грунт для содержания в горшке, болезни и вредители деревца
  • Асплениум , уход за комнатными растениями в домашних условиях, как составить грунт для выращивания цветка, описание видов, размножение папоротника, пересадка, почему желтеют листья, полив, подкормки, освещение и температура содержания
  • Дианелла  цветка, уход в домашних условиях, описание видов, размножение растения, пересадка, обрезка, почва для выращивания, болезни и вредители, время цветения, полив, подкормки

Местные жители используют листья этого растения для плетения корзин и веревочных канатов, а также для изготовления одежды.

Гидропоника

Возможно, Вас также заинтересуют:

Оливковое дерево

Кофейное дерево

Туя

Юкка

Источник: https://zelenypodokonnik.ru/ksantorreevye/567-len-novozelandskij

Лен в Новой Зеландии • ru.knowledgr.com

Новозеландский лен – сокровище маори

Новозеландский Лен – растение, которое играло важную роль в культурной и экономической истории Новой Зеландии и для людей Māori и для более поздних европейских поселенцев. Два аборигенных вида и их культурные сорта растения также используются в качестве садовых растений.

Новозеландский Лен описывает общий Новозеландский Новозеландский лен многолетних растений tenax, и Новозеландский лен colensoi, известный Māori называет harakeke и wharariki соответственно.

Они довольно отличны от завода северного полушария, известного как лен (Linum usitatissimum), но роду дали общее название 'лен' Англоязычные европейцы, поскольку это также могло использоваться для его волокон.

Новозеландский лен производит длинные волокна листа, которые играли важную роль в культуре, истории и экономике Новой Зеландии. P. tenax происходит естественно в Новой Зеландии и острове Норфолк, в то время как P. colensoi местный для Новой Зеландии. И разновидности были широко распределены умеренным областям мира как экономическое волокно и декоративные растения.

Элементы

Корень Новозеландского Льна содержит различные химические компоненты, включая anthraquinones (красный прозрачный состав), который был получен из корневищ и танина. Листья содержат hemicellulose полисахариды (резина). Цитостатические cucurbitacins были также изолированы от листьев.

Было найдено, что химия резины, которая будет создана D-xylose и кислотных единиц D-glucuronic, который, однако, не дает ключа к разгадке завода, излечивающего эффекты.

Растительное масло богато линолевой кислотой, 'существенной' жирной кислотой.

Традиционное использование Māori

Когда Māori прибыл в Новую Зеландию, они принесли с ними завод шелковицы бумажной, из которого они сделали ткань коры для одежды. Шелковица бумажная не процветала, и материал замены был найден в местном льне.

Поскольку капитан Кук написал: “Листьев этих растений, с очень небольшой подготовкой, они (Māori) делают всю свою общую одежду; и их они делают также свои последовательности, линии и такелаж …”. Они также сделали корзины, циновки и рыболовные сети от неодетого льна.

Māori занялся передовым утком, вьющимся в плащах волокна новозеландского льна.

Заплетение и переплетение (raranga) волокна льна в корзины были всего лишь только двумя из большого разнообразия использования, сделанного изо льна Māori, кто признал почти 60 вариантов, и кто тщательно размножил их собственные детские сады льна и плантации всюду по земле.

Листья были срезаны около корня растения, используя острую раковину мидии или скалы специальной формы, как правило зеленокаменные породы (нефрит или pounamu). Зеленая мясистая сущность листа была раздета прочь, снова используя раковину мидии, прямо через к волокну, которое прошло несколько процессов мытья, отбеливания, фиксации, смягчения, окрашивания и высыхания.

Волокно льна, названное muka, старательно вымыто, загнано, и вручите скручиваемый, чтобы сделать мягким для кожи. Шнуры (muka whenu) формируют основную ткань для запутанных плащей или предметов одежды (kākahu), таких как очень дорогой традиционный плащ пера (kahu huruhuru).

Другой тип плащей, таких как новозеландец Kahu и Kahu Kākā, был произведен, украсив их с красочными перьями от различных местных птиц, таких как киви, kākā (попугай), tui, huia и kererū (woodpigeon).

Волокна различных преимуществ привыкли к ловушкам угря моды (hinaki), удивительно большие рыболовные сети (kupenga) и линии, ловушки птицы, такелаж для веревок, корзины (kete), сумки, циновки, одежда, сандалии (paraerae), ведра, продовольственные корзины (rourou) и кухонные принадлежности и т.д.

У привязывания веревкой льна ручной работы и веревок был такой большой предел прочности, что они использовались, чтобы успешно связать части выгнутых регистраций, чтобы создать огромные океанские каноэ (waka). С помощью следов предъевропейский Māori развернул сети невода, которые могли быть более чем одна тысяча метров длиной.

Сети соткали от зеленого льна, с каменными весами и легкой древесиной или плаваниями тыквы, и могли потребовать, чтобы сотни мужчин буксировали. Это также использовалось, чтобы сделать оснащение, паруса и длинные якорные деформации и крыши для жилья. Потертые концы листьев льна были вылеплены в факелы и огни для использования ночью.

Высушенные цветочные стебли, которые чрезвычайно легки, были связаны с бечевкой льна, чтобы сделать речные плоты названными mokihi.

File:MAP маорийский Pilon 30 12 2011 Экспо 1.jpg|Māori забивает камнями пестик за волокна льна

File:MAP Экспо Лин маори 30 12 2011 1.jpg|Flax волокна (muka)

File:Femme язык маори – женщина маори в Папакура 1998-3170-139.jpg|Maori женщина, носящая традиционный костюм, сделанный из волокна льна, c. 1 880

File:RewiManiapoto1879 .jpg|Photo Рюи Манги Мэниэпото в плаще льна, 1 879

Медицинский

В течение многих веков Māori использовали нектар от цветов в лекарственных целях и как общее подслащивающее вещество. Вскипяченные и измельченные корни harakeke были применены внешне как припарка для кипения, опухолей и нарывов, а также к варикозным язвам.

Сок от загнанных корней использовался в качестве дезинфицирующего средства и брался внутренне, чтобы облегчить запор или выслать червей. Мякоть загнанных листьев была применена как одежда к пуле, штыку или другим ранам. Подобный резине сок, произведенный harakeke, содержит ферменты, которые дают ему свертывание крови и антисептические качества, чтобы помочь целебным процессам.

Это – умеренное обезболивающее средство, и Māori традиционно применил сок к кипению и различным ранам, к больным зубам, к ревматическим и связанным болям, стригущему лишаю и различным раздражениям кожи, и ожогам и ожогам.

Щепа была вылеплена из korari (цветочные стебли) и листья, и прекрасные шнуры muka волокна используют styptic свойства геля прежде чем быть используемым сшить раны. Harakeke используется в качестве бандажей и может обеспечить сломанные кости очень, как пластырь используется сегодня.

Защита

Во время ранних войн Мушкета и более поздних Новозеландских войн, Māori использовал большие, плотно сотканные циновки льна, чтобы покрыть входы и отверстия наблюдения в pā их «gunfighter» укрепления.

Некоторые воины носили пальто заплетенного в большой степени Новозеландского льна tenax, который дал особенности защиты, подобные средневековому gambeson, замедлив шары мушкета, чтобы ранить, а не смертельно.

Более позднее использование

К началу 19-го века качество материалов веревки, сделанных из Новозеландского льна, было известно на международном уровне, как было качество Новозеландских деревьев, которые использовались для штанг и мачт. Королевский флот был одним из крупнейших клиентов.

Торговля льном расцвела, особенно после того, как мужской Māori признал преимущества торговли и приспособился к помощи в сборе урожая и заправке льна, который был ранее сделан исключительно женщинами.

«Целые племена иногда перемещали к болотам, где лен вырос в изобилии, но где это было решительно вредно для здоровья, чтобы жить. Взятие рабов увеличилось – рабы, которые могли быть помещены в лен одежды работы…» .

Растущая промышленность льна развилась с волокнами, используемыми для веревки, бечевки, покрытия, ковра под чувствовавшим, и шерстяные пакеты. Первоначально дикие стенды льна были получены, но плантации были установлены с тремя существующими к 1851.

Была активная промышленность получающий и обрабатывающий лен в Foxton, пока требование не уменьшилось из-за депрессии 1930-х. Джон Стюарт Иитес провел программу исследований в соседнем Университете Мэсси (тогда Колледж Massey). Промышленность льна вошла в снижение в 20-м веке и последний завод льна, закрытый в 1985.

С колониальных времен волокно от Новозеландского льна tenax использовалось для бумажного производства. Несколько раз возможность коммерческого производства была исследована. В настоящее время это используется художниками и мастерами, производящими бумаги ручной работы.

См. также

  • Сельское хозяйство в Новой Зеландии

Внешние ссылки

  • Harakeke ткацкие варианты

Источник: http://ru.knowledgr.com/17357704/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%92%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B8

Маори. Племя из Новой Зеландии

Новозеландский лен – сокровище маори

Маори — коренной народ, основное население Новой Зеландии — до прибытия европейцев. Численность в Новой Зеландии составляет более 526 тыс. чел., примерно по 10 тыс. чел. живут в Австралии и в США. На языке маори слово maori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа.

Сами маори считают, что они прибыли в Новую Зеландию на 7 каноэ со своей прародины Гаваики. Современные исследования показывают, что необитаемая тогда Новая Зеландия была заселена полинезийцами около 1280 года нашей эры.

К тому времени все нынешние места обитания человечества были уже населены. Прародина племени и всех полинезийцев — это остров Тайвань вблизи материкового Китая.

Непосредственно в Новую Зеландию люди прибыли с островов Восточной Полинезии.

Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1—2 дома.

В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.

Встреча с европейцами

Менее чем через 4 века после заселения Новой Зеландии здесь появились первые европейцы. Осталось известным имя голландского мореплавателч Абеля Тасмана.

Встреча маори и европейцев, состоявшаяся в 1642 году, закончилась трагически: местные жители напали на высадившихся голландцев, убили нескольких матросов, с удовольствием съели их (маори практиковали каннибализм) и скрылись.

Раздосадованный происшествием Тасман назвал это место Бухтой убийц.

Вновь нога европейца ступила на новозеландскую землю только спустя 127 лет: в 1769 году сюда прибыла экспедиция Джеймса Кука, которая положила начало колонизации Новой Зеландии англичанами. Сам Джеймс Кук избежал зубов маори, однако был убит и съеден другим полинезийским народом — гавайцами.

К 1830 году численность европейцев в Новой Зеландии достигала 2 тысяч при 100 тысячах маори. Маори традиционно не имели товарно-денежных отношений и торговли, но практиковали товарообмен. Англичане выменивали у местных земли в обмен, например, на огнестрельное оружие.

В период между 1807 и 1845 годами между племенами Северного острова Новой Зеландии вспыхнули так называемые Мушкетные войны. Толчком к конфликту стало распространение  огнестрельного оружия — мушкетов.

Северные племена, в частности, давние соперники Нгапухи и Нгати Фатуа, первыми получили от европейцев огнестрельное оружие и нанесли друг другу и соседним племенам значительный урон. Всего в этих войнах погибло 18 с половиной тысяч маори, т.е. приблизительно пятая часть всех коренных жителей Новой Зеландии.

К 1857 году в Новой Зеландии насчитывалось лишь 56 тысяч маори. Помимо войн, большой ущерб местному населению нанесли болезни, завезенные европейцами.

В 1891 году коренные жители составляли всего лишь 10% населения Новой Зеландии и им принадлежало 17% земли, в основном низкопробной. В 30-е годы 20-го века численность маори стала увеличиваться, во многом благодаря введеному для маори семейному пособию, выдаваемому при рождении ребенка.

Великобритания-«матушка спасительница»

В 1840 году Великобритания и часть вождей племён маори подписали письменный договор, получивший название Договор Вайтанги, в соответствии с положениями которого маори передавали Новую Зеландию под опеку Великобритании, но сохраняли свои имущественные права, а Великобритания получала исключительное право на покупку у них земельных угодий. Однако и после подписания договора между маори и англичанами возникали военные стычки.

Традиционная хозяйственная деятельность

Традиционное занятие — подсечно-огневое земледелие. Культуры — таро, ямс, батат. Собака была единственным домашним животным. Охотились на моа (они вымерли только в XVII—XVIII веках). Большая часть современных жителей занята в сельском и лесном хозяйстве.

Ремесла — ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Лодки имели 1 или 2 корпуса. Резьба по дереву заслуживает особого внимания, здесь она была развита на высоком уровне. Новая Зеландия была богата деревьями, было из чего вырезать.

Резьба маори сложна и виртуозна. Основной элемент орнамента — спираль, но он имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах — человекоподобные.

Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги и почти все предметы быта. Кроме этого, вырезали статуи предков.

Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен.

Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления. Климат Новой Зеландии холоднее, чем на Гавайях или Таити. По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки.

Материал изготовляли из новозеландского льна, в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья.

Традиции маори

Одна из древнейших традиций этого племени – особое приветствие. При встрече в племени маори было принято соприкасаться носами. Интересно, что этот обычай присутствует и по сей день.

Один из уникальных элементов культуры – боевой танец, посредством которых предки современных жителей Новой Зеландии пытались призвать на помощь духов. Сегодня он запатентован – авторские права на исполнение этого танца принадлежат представителям племени.

Татуировки на лице были традиционным элементом маорийской культуры вплоть до середины XIX века, когда эта традиция постепенно начала исчезать. В доевропейском маорийском обществе они отражали высокий социальный статус носителя. Традиционно только у мужчин лицо подвергалось полному татуированию, хотя у некоторых высокопоставленных женщин татуировки делались на их губах и подбородке.

Каждая татуировка была уникальной в своём роде и содержала в себе информацию о ранге, племени, происхождении, профессии и подвигах человека.

Вероисповедание

Маори и по сей день очень почитают свою религию. На деле это даже не религия, а какая-то особая связь с миром духов, вселенной, всего сущего, так наверно стоит это назвать. Они проходят особые испытания, чтобы овладеть знаниями обо всем «сущем», и в конце испытаний их поджидает Туатара, она охраняет ворота к знаниям.

Туатара — это новозеландский эндемик, ящерица, которая при этом вовсе не ящерица.

Некоторые учёные относят её к последнему живому представителю динозавров! Вот ли не отличный стимул махнуть в Новую Зеландию? Увидеть последнего живущего на земле мини-динозаврика! К таковым её относят, потому что у неё есть третий глаз, открытый при рождении, и зарастающий со временем. Маори же считают что третьим глазом туатара смотрит в мир духов.

Современные маори

Но к счастью, больше они себеподобных не едят! Так что можно навестить поселение маори, как говорится, без страха и упрёка. Там они встретят очень даже радушно. Научат своим традиционным приветствиям-прощаниям и танцам, накормят едой приготовленной по традиции Ханга.

В общем-то этими танцами и известны современные майори всему миру…..

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/maori-plemya-iz-novoj-zelandii.html

Обычные люди страны Аотеароа

Новозеландский лен – сокровище маори

25.04.2007 00:00:00

Впервые в европейской истории женщина из царствующего дома вышла замуж за мужчину другой расы. По своему антропологическому типу маори относятся к полинезийской расе – переходной между австралоидами и монголоидами, иногда с примесью негроидного элемента.

Танцующий воин маори.

В начале августа 2004 г. в Лондоне, в Кенсингтонском дворце, состоялась одна из самых необычных свадеб в истории британской монархии. Двоюродная кузина королевы Елизаветы II Давина Виндзор сочеталась браком с 33-летним новозеландцем-маори Гэри Льюисом. Познакомились они за 4 года до этого на о. Бали (в Индонезии), где Гэри занимался серфингом.

Газеты писали о неравном браке. Отец жениха – фермер, мать – бывшая служанка. Невеста росла в старинных дворцах и замках, училась в лучших английских школах и колледжах.

Впрочем, в последние десятилетия браки членов европейских монарших семей с простолюдинами – не такая уж редкость. Однако впервые в европейской истории женщина из царствующего дома вышла замуж за мужчину другой расы.

И это добрый знак и важный аргумент для всех тех, кто стоит на позициях толерантности в принципе и нетерпимости к расовым предрассудкам в частности. Все-таки на дворе – XXI век.

Островной мир

Первым европейцем, открывшим в декабре 1642 г. новые островные земли в юго-западной части Тихого океана, которые позднее получили название Новой Зеландии, был голландский капитан Абель Тасман.

Однако высадиться на берег голландцы, устрашенные воинственностью аборигенов, атаковавших на своих лодках незваных пришельцев, так и не решились. Вторично эту страну «открыл» в 1769 г. знаменитый английский капитан Джеймс Кук: 8 октября 1769 г.

он с группой матросов высадился на Южном острове.

Более-менее систематическое освоение страны британцами началось лишь спустя полвека (первые поселенческие колонии основаны в 1814 г.). В 1840 г. острова (два крупных – Северный и Южный – и несколько мелких) были официально аннексированы и стали одной из колоний Великобритании. Переселявшиеся сюда во второй половине XIX в.

англичане, шотландцы, уэльсцы, ирландцы и их потомки довольно быстро – уже к началу XX в. – консолидировались в новый этнос, стали англоновозеландцами (или просто новозеландцами); их общий разговорный язык – английский (новозеландский диалект). В 1907 г.

Новая Зеландия получила статус доминиона, то есть фактически стала самостоятельным государством (при формальном верховенстве британской короны).

Европейцы встретили здесь людей, которые называли себя маори («обычный», самоназв.) – один из полинезийских народов, составляющих коренное население огромного островного мира в Тихом океане. Язык маори входит в полинезийскую подгруппу океанийской группы австронезийской языковой семьи.

По своему антропологическому типу они относятся к полинезийской расе (переходной между австралоидами и монголоидами, иногда с примесью негроидного элемента).

Кожа у маори сравнительно светлая (красноватых оттенков), волосы прямые, гладкие или волнистые, рост выше среднего, лицо чаще всего круглое, широкое, нос относительно узкий.

Пришельцев – белых – маори стали называть пакеха («чужой», «чужестранный»).

Мелкий собачий скот

Острова Новой Зеландии предки маори осваивали в X–XIV вв., переселяясь из Центральной (Восточной?) Полинезии. На своих парусных ладьях они преодолевали громадные пространства.

Согласно маорийскому мифу человек-полубог Мауи-тикитики-а-Таранга вылавливал рыб-острова из глубины океана. Северный остров Новой Зеландии маори так и называют: Те ика а Мауи (Рыба Мауи). Открыл же его, по их преданиям, в одном из своих путешествий по океану великий полинезийский мореплаватель Купе, живший более тысячи лет тому назад. Он назвал новую землю Аотеароа («Длинное белое облако»).

Переселение маори в Аотеароа – одна из главных тем их мифологии и фольклора. В легендах и преданиях навеки запечатлены имена племенных вождей и рулевых тех лодок, в которых маори совершили это великое плавание.

Каждое племя (иви) вело свою родословную от экипажа ладьи, на которой прибыли в Аотеароа их предки, а ее название стало племенным этнонимом. После XIV в.

контакты между Аотеароа и другими регионами Полинезии по каким-то причинам прекратились.

Ко времени европейской экспансии первобытно-общинный строй у маори был уже на стадии разложения. Выделился привилегированный слой – рангатира; были и рабы (ими становились пленники, захваченные в бою); основную массу составляли рядовые общинники (тутуа). Но частной собственности, государственности (хотя бы зачаточных) у маори еще не было.

Выращивали сладкий картофель (кумара), таро, ямс. Земледелие было основным занятием; подсобными – собирательство, охота, рыболовство. Традиционные ремесла – изготовление ткани (из льна), лодок, плетение, резьба по дереву. Единственным домашним животным у маори до прихода европейцев была собака.

Маори-бум

В первой половине XIX века в Новой Зеландии проживали 100–150 тыс. маори. Колонизация осуществлялась всеми традиционными способами того времени. Много аборигенов погибли в ходе англо-маорийских войн (1843–1872), в межплеменных столкновениях; тысячи людей умирали от болезней, принесенных на острова европейцами.

К концу XIX века численность маори сократилась до 40–50 тыс. человек. Однако в течение всего XX в. она росла (особенно после Второй мировой войны), что объясняется значительным снижением смертности (за счет приобщения маори к достижениям современной медицины, улучшения жилищно-санитарных условий и т.д.).

В конце XX века маори было приблизительно 320 тыс. (около 10% населения страны), включая метисов. Важно отметить, что европейско-маорийские метисы в большинстве своем осознают себя как маори и активно выступают за сохранение всего ценного, интересного в маорийской культуре.

Более 90% маори проживают на Северном острове, в основном в районе Окленда.

Усилиями христианских миссионеров у маори еще в первой половине XIX века появилась письменность (на латинице); в миссионерских школах и дети, и многие взрослые маори обучались грамоте. Позднее образование аборигенов стало частью государственных программ по приобщению маори к современной культуре.

С примесью европейской крови

Бесспорно, межрасовые отношения в Новой Зеландии и в XIX веке, и тем более в последующее время – существенно иные, чем были до недавнего времени в Южной Африке, в соседней Австралии или в США.

Свободолюбивые маори с самого начала европейской колонизации решительно боролись за свою землю, за свои права, проявляя самоотверженность, организованность и неизменно – чувство личного достоинства и в мирном общении, и в боевых стычках с пакеха, которые, надо признать, всегда отмечали такие их черты, как гостеприимство, храбрость, смекалистость.

Эти люди каменного века очень быстро оценили боевые преимущества огнестрельного оружия и научились отлично им пользоваться. Уже в середине XIX века едва ли не каждый мужчина-маори считал делом чести владеть собственным ружьем и запасом пуль и пороха.

Белые переселенцы осознали, что имеют дело с людьми гордыми и умеющими за себя постоять.

Английские и новозеландские журналисты, а позднее и военные историки особо отмечали храбрость, находчивость маори, проявленные ими и в войнах с британцами в XIX веке, и во время Первой и Второй мировых войн, в которых маори участвовали в качестве солдат и офицеров британской армии.

Маори заставили себя уважать и добились – уже к концу XIX века – официального правового равенства с новозеландцами европейского происхождения, которые согласились с сохранением некоторых форм автономии маори (так называемая Страна короля – гористая внутренняя часть Северного острова и ряд племенных территорий), они получили и политические права: с 1867 года маори посылали в парламент 4 депутатов, позднее – 6. В законодательстве страны никогда не было никаких положений, как-либо дискриминирующих маори.

В XX веке шел процесс постепенного включения маори в новозеландское общество. Росло число смешанных браков. К настоящему времени «чистокровных» маори менее половины, остальные с большей или меньшей примесью европейской крови.

Среди пакеха немало людей, которые гордятся давним кровным родством с маори. Общепризнанно заметное влияние маорийской культуры (в частности, мифологии, фольклора) на культуру пакеха.

С 1987 года язык маори признан вторым официальным языком Новой Зеландии.

Консолидация в этнос

Тем не менее до полной гармонии еще далеко. Да, дети маори учатся в тех же школах и колледжах, что и дети пакеха. Однако лишь небольшой части их удается получить законченное среднее образование, тем более высшее. Формально не было и нет каких-либо сфер деятельности, которые были бы закрыты для маори.

Но реально и в наши дни удел большинства маори – это тяжелая и низкооплачиваемая (по новозеландским меркам, разумеется) работа. Да, маори-горожане (то есть подавляющее большинство) живут в современных домах, носят европейскую одежду, лечатся в приличных клиниках и больницах.

Однако уровень жизни очень многих из них (доходы, жилищные условия, медицинское обслуживание и т.д.) существенно ниже, чем у пакеха.

Одним из важнейших следствий и итогов исторического развития маори в XIX–XX веках стала консолидация дотоле разрозненных, нередко жестко враждовавших между собой племен в единый маорийский этнос. Его формирование определили многие факторы. Это и сопротивление колонизаторам, заставившее племена и их верхушку забыть былые претензии и амбиции.

Это и постепенное, но неуклонное втягивание, включение маори в развивавшуюся в стране капиталистическую экономику и связанные с ней новые социальные отношения. Племенное деление постепенно утрачивало свое значение, между людьми складывались новые отношения.

В городах создавались маорийские клубы – для контактов в неформальной обстановке, для поддержания своих традиций.

Племенные перегородки разрушались, незаметно исчезали. Людей объединяли общие интересы, выразителем их стала появившаяся еще в последние десятилетия XIX века маорийская интеллигенция – конечно, в то время еще очень малочисленная, но голос, мнение ее представителей имели большое значение для всех маори.

Заметную роль в ее формировании сыграл колледж Те Ауте, основанный в 1854 году миссионером Самуэлом Вильямсом; в нем учились, вместе росли юноши из знатных родов разных маорийских племен. Его выпускники в 1897 году создали Ассоциацию бывших студентов колледжа Те Ауте. В начале XX века к ним присоединились маори – выпускники других колледжей.

Так возникла младомаорийская партия – первая в истории Новой Зеландии политическая партия маори.

В XX веке появилась и маорийская буржуазия – собственники предприятий, магазинов, средних и крупных фермерских хозяйств (овцеводство, молочное животноводство). Наиболее авторитетные представители этого слоя вместе с известными людьми из круга маорийской интеллигенции стали лидерами своего народа – всех маори.

В первой половине XX века довольно интенсивно шло также объединение (в разных формах и ситуациях) этих новых социальных групп и традиционной знати, сохранявшей часто лишь символическое значение, но кое-где, особенно вне городов, и вполне реальное. В общем, можно, думается, считать, что к середине прошлого века маори представляли собой не конгломерат племен, а все более консолидирующийся народ.

Конечно, этническая консолидация (на базе племен, субэтнических или локально-этнографических групп) – это, за редкими исключениями, процесс не скорый и очень непростой; у маори он продолжается и в наши дни.

Однако появление и все большее укрепление в XX веке общемаорийского самосознания – бесспорный индикатор неуклонно прогрессирующего развития этого процесса. Одновременно идет (хотя и неизбежно очень медленно и противоречиво) интеграция маори и пакеха.

XXI век покажет, как далеко она продвинется, каковы будут ее формы и итоги.

* * *

Одним из самых известных представителей маорийской интеллигенции в XX веке был выдающийся исследователь полинезийского мира Те Ранги Хироа (Питер Бак, 1880–1951), в жилах которого смешалась ирландская кровь его отца и маорийская – матери.

Врач по образованию и многолетней работе среди своего народа, он стал известным ученым-океанистом, этнологом, археологом, фольклористом, изъездил всю Полинезию; с 1927 года работал в этнографическом музее в Гонолулу (с 1936 года и до своей кончины – в качестве директора).

Его замечательные книги «Мореплаватели солнечного восхода», «Введение в полинезийскую антропологию», «Пришествие маори», «Исследователи тихоокеанского мира» стали не только очень ценным, интересным вкладом в науку, но и памятником легендарному прошлому полинезийцев, включая маори, и выражением надежды на их достойное будущее: «┘Предоставим теперь их потомкам работать над созданием своего будущего в твердом убеждении, что благодаря запасу жизненных сил и уму, унаследованным ими от предков каменного века, они смогут устоять в изменяющемся мире».

Как гласит маорийская пословица, «старая сеть отложена, новая сеть идет на ловлю».

Голова маорийского короля, украшенная традиционной татуировкой.Источник: Фото из альбома Tatto: The Exotic Art of Skin Decoration,Greenwich Editions Carlton Books Lim, 1994

Источник: http://www.ng.ru/science/2007-04-25/14_maori.html

Нгати Туматауэнга, племя Бога войны

Новозеландский лен – сокровище маори

Основная часть населения Новой Зеландии традиционно делится на потомков европейских переселенцев (пакеха) и коренных жителей архипелага, полинезийцев-маори.

Исторически сложилось так, что воинственные маори составляют значительный процент личного состава новозеландской армии.

Почему же маори, с большим трудом покоренные британскими колонизаторами во второй половине XIX века, впоследствии охотно участвовали в войнах, которые вела метрополия?

Воинственные аборигены

Маори – коренные обитатели Новой Зеландии, называющие её Аотеароа, «Страной большого белого облака».

Они прославились своей воинственностью с самых первых контактов с европейцами в XVIII веке, завоевав славу агрессивных каннибалов.

Всё воспитание мальчика-маори строилось на выращивание воина, для которого смерть в бою во имя Бога Войны была самой почётной. Лишь после серии кровопролитных войн в начале 70-х годов XIX века британцам удалось подчинить маори.

Однако в результате такого ожесточённого сопротивления маори смогли сохранить за собой 17% территории Новой Зеландии – пусть и наименее пригодной для ведения сельского хозяйства. Смогли они обеспечить себе и ряд иных преференций.

Формально было закреплено равенство маори с белыми поселенцами перед законом, маори получили 4 места в новозеландском парламенте. В целом по меркам XIX века маори добились небывало высокого статуса для коренного населения колонии.

Тем не менее, длительные войны, а также привезённые европейцами новые болезни, существенно сократили численность маори. К началу ХХ века их насчитывалось всего около 42 тысяч, народ фактически оказался на грани вымирания.

Знаменитый вождь маори Хоне Хеке с женой и дядей, 1846 год

Впервые об участии маори в войнах Британской империи заговорили на рубеже веков, во время англо-бурской войны. В 1900 году в столице страны Веллингтоне прошёл многотысячный митинг маори, участники которого по инициативе маорийского депутата парламента Ви Пере выступили за отправку добровольцев-маори для участия в боевых действиях в Южной Африке.

Тем не менее, подобные идеи, равно как и направление на юг Африки частей индийской армии, были в тот момент отвергнуты в Лондоне. Британские власти не желали втягивать «цветных» в разборки между белыми людьми. Такие взгляды сохранялись и в момент начала Первой мировой войны, однако довольно скоро суровая реальность большой войны заставила отказаться от этой расистской позиции.

В ноябре 1914 года, отвечая на призыв депутата парламента Апирана Нгата, новозеландский премьер-министр Уильям Мэсси санкционировал формирование контингента из 250 маори. Вскоре его численность удвоилась.

Стоит отметить, что часть маори выступали против участия в войне. Известный общественный деятель Те Пуэа Херанги вопрошал, почему маори должны сражаться за Империю, которая на памяти ещё живущих захватила их земли? Как следствие, введённый в 1916 году в Новой Зеландии воинский призыв не распространялся на маори.

Новобранцы-маори исполняют хаку в тренировочном лагере в Окленде, ноябрь 1914 года

Весной 1915 года маорийский контингент отправился в Египет. Командир новозеландских экспедиционных сил генерал-майор Александр Годли был не в восторге от «цветного» пополнения и хотел использовать маори для гарнизонной службы. Это вызвало недовольство добровольцев-маори, среди которых был и самый известный в ХХ веке маори – знаменитый учёный и общественный деятель Те Ранги Хироа:

«Наши предки были людьми войны… Военачальникам будет стыдно смотреть в глаза нашему народу, если его представителей будут использовать только для гарнизонной службы, не дав им возможности доказать свою храбрость на поле боя».

3 июля 1915 года контингент маори присоединился к другим новозеландским частям на полуострове Галлиполи, где принял активное участие в боях в августе-сентябре.

Генерал Годли остался недоволен действиями маорийского подразделения, посчитав его недостаточно дисциплинированным, хотел расформировать его и отправить на родину.

Это вызвало шумные протесты маори и вмешательство политического руководства страны.

Рисунок из «Нью-Зиланд Обсервер», прославляющий подвиги солдат-маори на Галлиполи, ноябрь 1915 года

В феврале 1916 года маорийскией части, пополненные новыми добровольцами, были сведены в новозеландский пионерский батальон. Заместителем командира батальона стал произведённый в майоры Те Ранги Хироа.

Майор Те Ранги Хироа, 1916 год

В апреле 1916 года батальон прибыл во Францию и в дальнейшем использовался на инженерных работах. Маори копали траншеи, готовили проволочные заграждения, укладывали железнодорожные пути.

Лишь в самом конце войны солдаты маори снова вступили в бой с врагом. Вместе с другими новозеландцами 4 ноября 1918 года они освободили французский городок Ле-Кенуа.

Именно маори водрузили Юнион Джек (флаг Великобритании – прим. ред.) над городской башней.

Солдаты-маори готовят траншеи во Франции, лето 1918 года

Всего за годы Первой Мировой войны в рядах новозеландской армии служили 2688 маори. 336 из них погибло, 734 были ранены.

Маори на Второй мировой войне

С началом Второй мировой войны представители маори обратились к властям с предложением о создании отдельного батальона, который, в отличие от пионеров Первой мировой, должен был стать полноценным боевым подразделением. Лидер маори Апирана Нгата заявил:

«Мы являемся частью Великого Содружества, в защиту которого готовы отдать нашу кровь и наши жизни».

В отличие от Первой мировой, на этот раз в рядах маори отсутствовала сколь-нибудь заметная оппозиция участию в войне. В январе 1940 года 28-й (маорийский) батальон новозеландской армии был создан.

Карта набора рот 28-го батальона

Батальон формировался по территориально-племенному признаку.

Рота Альфа набиралась из жителей полуострова Окленд (племя нгапухи), рота Бета – из районов Роторуа, Бай-оф-Пленти, Таупо и Темза-Коромандел юго-восточнее Окленда (конфедерация арава и племя тухоэ), рота Чарли – из жителей Восточного побережья от Гисборна до Восточного мыса (племена нгатипороа и ронговхаката). В роту Дельта зачислялись все прочие маори, а также уроженцы других тихоокеанских островов.

В мае 1940 года 681 боец 28-го батальона покинул родину. Первоначально они были направлены на юг Англии, где готовились отразить немецкое вторжение на Британские острова. В начале 1941 года маори были переброшены в Египет.

Солдаты-маори исполняют хаку в Египте, лето 1941 года

Наконец весной 1941 года батальон в составе 5-й новозеландской бригады был отправлен в Грецию и 15 апреля впервые вступил в бой с немецкими войсками.

Затем он участвовал в боях на Крите и был большей частью эвакуирован после захвата острова немцами. С конца 1941 года маорийский батальон принимал участие в боях с войсками Роммеля в Северной Африке.

В мае 1942 года его впервые возглавил маори – майор Эруэра Те Уити-о-Ронгомаи Лав, известный регбист довоенной поры.

Батальон принимал участие в сражение под Эль-Аламейном и прошёл весь путь до Туниса. Маори снискали славу отчаянных воинов, всегда готовых сойтись с врагом врукопашную.

В ночь на 26 марта рота маори под командованием капитана Арапета Аватерэ захватили высоту 209 – ключевую точку «линии Марет», оборонительного рубежа немцев на юге Туниса.

И до самого рассвета маори отбивали контратаки превосходящих сил врага, а когда кончились патроны – использовали камни. Павший в бою младший лейтенант Те Моананауи-а-Кива Нгариму был посмертно награждён Крестом Виктории.

Младший лейтенант Нгариму, первый маори – кавалер Креста Виктории

С октября 1943 года маорийский батальон сражался в Италии. Маори участвовали в нескольких штурмах Монте-Кассино. 4 августа 1944 года они первыми вошли во Флоренцию, затем были Римини и Фаэнца.

Война для батальона, которым снова командовал маори подполковник Арапета Аватерэ, закончилась в мае 1945 года в Триесте.

Через 28-й батальон прошло 3600 маори, 649 из них погибли в бою, 1712 были ранены, 237 попали в плен, 30 пропали без вести.

Батальон стал самым награждаемым новозеландским пехотным подразделением, заслужив один Крест Виктории, два Креста за выдающиеся заслуги и 99 других наград.

Всего же из 87 тысяч маори в годы Второй мировой войны служили – в пехоте, артиллерии, инженерных частях, флоте, ВВС, медицинских частях – почти 16 тысяч. Сержант новозеландских ВВС Порокору Патапу Поэ, чей бомбардировщик был сбит над Германией в сентябре 1943 года, принял участие в знаменитом «Великом Побеге» в марте 1944-го, был схвачен и казнён гестаповцами.

Солдаты-маори на дорогах Италии, осень 1944 года

Вторая мировая война дала сильнейший толчок для изменения положения маори в новозеландском обществе и для достижения ими подлинного равноправия. Ненари Нгата, сын Апираны Нгаты, служивший офицером в 28-м батальоне, писал после войны:

«Сомневаюсь, что маори смогут указать на какие-то конкретные выгоды, явившиеся следствием участия наших мужчин во Второй мировой.

Но в более широком контексте тот факт, что маори приняли активное участие в войне, стал началом целого ряда положительных изменений в жизни маори Новой Зеландии. Маори больше не являются вымирающим народом.

Можно ли утверждать, что эти изменения произошли только потому, что мужчины маори отправились на две мировые войны? Наверное, нет. Но можно ли сказать, что такие изменения произошли бы, если бы союзники проиграли мировую войну?»

Маори продолжают службу

После окончания Второй мировой войны в связи с прогрессом в деле интеграции маори в новозеландское общество отдельных боевых частей из них уже не создавалось.

270 солдат 28-го батальона продолжили службу в новозеландском батальоне в составе союзнических оккупационных сил в Японии.

Маори составляли 14 % новозеландского контингента в ходе Корейской войны, 23 % — в ходе Малайской кампании, 35 % — в ходе Вьетнамской войны.

Артиллеристы-маори во Вьетнаме, конец 1960-х годов

Многие маори сделали блестящие офицерские карьеры.

В 1978 году генерал-майор Брайан Матауру Поананга, ветеран Корейской войны и Малайской кампании, стал первым маори – начальником штаба вооружённых сил Новой Зеландии.

Генерал-лейтенант Джирри Матерапаэ, командовавший новозеландскими контингентами на Бугенвиле и Восточном Тиморе и возглавлявший вооружённые силы, с 2011 по 2016 год занимал пост генерал-губернатора Новой Зеландии.

Генерал-лейтенант Матерапаэ в традиционной накидке-какаху на церемонии вступления в должность главы вооружённых сил, 2006 год

В настоящее время новозеландская армия на 18% укомплектована маори, доля которых в населении страны составляет 15%.

При этом из маори состоит почти половина новозеландской пехоты и две трети спецназа САС.

Именно маори, капрал новозеландского подразделения САС Уилли Апиата, отличившийся в бою в Афганистане в 2004 году, является единственным на сегодняшний день кавалером новозеландского Креста Виктории.

Чествование капрала Апиаты по традиционным обычаям, 2007 год

Такой большой процент маори в рядах новозеландской армии постепенно привёл к тому, что многие особенности культуры маори стали неотъемлемой частью новозеландской войсковой культуры.

Ритуальный танец хака, приветственные церемонии пофири и каранга стали частью церемониала новозеландских воинских частей. На любой базе новозеландской армии, в том числе и за границей, строится священное место мараэ и общинный дом фаренуи. Все военнослужащие обязательно изучают язык и культуру маори.

Новозеландские солдаты учат британского принца Гарри исполнять хаку

Новозеландская армия ныне имеет и собственное имя на языке маори – Нгати Туматауэнга, то есть «Племя Бога войны».

Литература:

  • Л.Г.Стефанчук. История Новой Зеландии. ХХ век – Институт востоковедения РАН, 2015
  • James Cowan. The Maoris in the Great War: a history of the New Zealand Native Contingent and Pioneer Battalion : Gallipoli, 1915, France and Flanders, 1916–1918 – Naval & Military Press, 2004
  • Ian McGibbon (ed.). The Oxford companion to New Zealand military history – Oxford University Press, 2000
  • Grazia Scoppio. Indigenous Peoples in the New Zealand Defence Force and the Canadian Forces / Canadian Military Journal, 2010

Источник: https://warspot.ru/9230-ngati-tumatauenga-plemya-boga-voyny

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.