Версаль: полезное хобби Людовика XV

Дворец в Версале — обзор, история, интересные факты и отзывы

Версаль: полезное хобби Людовика XV

В нашей статье мы хотим рассказать об одном из самых известных дворцов мира. Его роскошь поражает и по сей день. Дворец в Версале – это архитектурный памятник, находящийся в предместье Парижа. Известность он обрел благодаря своим фонтанам, садам, неповторимым интерьерам, а также размерам, ведь комплекс считается наибольшим в Европе.

История замка

Королевский дворец в Версале находится всего в двадцати километрах от Парижа. Его история началась после того как Людовик XІV посетил замок своего министра финансов. Здание поразило монарха величием и масштабностью.

По красоте оно значительно превосходило королевские резиденции Тюильри и Лувр. Король-солнце болезненно воспринял сей факт, а потому решил построить дворец, который бы стал символом его абсолютной власти. Город Версаль монарх выбрал не случайно.

Незадолго до этого Францию потрясла Фронда, поэтому далее проживать в столице было бы неосмотрительно.

Строительство резиденции

Строительство дворца в Версале было начато в 1661 году. В работах принимало участие более 30000 человек. Для этого король запретил любое частное строительство в Париже и окрестностях.

В мирное время на работы отправляли даже матросов и солдат.

Несмотря на жесткую экономию, на возведение дворца было потрачено очень много средств, хотя строительные материалы приобретались по самым низким ценам.

Королевская семья въехала в дворец в Версале в 1682 году, но работы на этом не прекратились. Комплекс постоянно достраивался за счет пристройки новых зданий. Работы велись вплоть до Французской революции 1789 года. Дворец был создан в стиле барокко.

Его первым архитектором стал Луи Лево, которого в дальнейшем сменил Жюль Ардуэн-Мансар. Планировка дворца и парка в Версале осуществлялась одновременно. Оформление парков было возложено на Андре Ленотра.

А вот внутренней отделкой здания руководил живописец Лебрен.

Строительство было очень сложным. Вначале необходимо было осушить болотистые земли, засыпав их грунтом, песком и камнями. После почву тщательно выровняли, формируя террасы. На месте бывшей деревни необходимо было построить город, где могли бы жить придворные, охрана и прислуга.

Формирование территории

Параллельно со строительством дворца в Версале велись работы по обустройству прилегающей территории. Поскольку Людовика называли “король-солнце”, Ленотр решил спланировать аллеи парка таким образом, чтобы они напоминали лучи солнца, расходящиеся из центра.

Изначально необходимо было прорыть каналы и соорудить водопровод, который должен был подавать воду к фонтанам и водопадам. Работа была непростой, поскольку планировалось соорудить более 50 прудов и фонтанов. В ходе работ стало понятно, что акведук, построенный первоначально, не справится с задачей.

В итоге после многочисленных попыток была сооружена гидравлическая система, в которую вода попадала из Сены.

Судьба дворца

Людовик XІV не успел закончить свой проект. После его смерти Людовик XV и весь двор на некоторое время поселились в Париже. Но через семь лет король вернулся в Версаль, а в дальнейшем приказал продолжить строительные работы.

Существенные изменения претерпела планировка дворца в Версале, поскольку монарх решил снести Лестницу послов, которая вела в Большие королевские покои. Людовик XV сделал такие изменения осознанно, чтобы построить покои для дочерей. Кроме того, он завершил все работы над оперным залом. По предложению его фаворитки, знаменитой мадам Помпадур, был построен дворец Трианон в Версале.

В последние годы жизни король начал реконструировать фасад дворца. По одной версии, должны были вестись работы со стороны внутреннего двора, а по другой – реставрации подлежал внешний фасад. Проект был настолько масштабным, что был завершен лишь в прошлом веке.

По мнению историков, дворец был тем местом, где короли и весь их двор отдыхали с шиком и размахом, здесь они плели интриги, создавали заговоры. Такие традиции были начаты Людовиком XІV, а в дальнейшем они были продолжены его потомками. Наибольшего же размаха достигли при Марии-Антуанетте, которая очень любила развлечения, интриги и тайны.

Версальский дворец

Общая площадь дворца без парковой территории составляет 67 тыс. м2. Главный дворец в Версале – это основное здание, в котором проживало несколько поколений правителей. Официально в замок попасть можно было через парадный вход, который был украшен чугунной решеткой с золотым королевским гербом. Перед главным корпусом были созданы два бассейна, облицованные гранитом.

С правой стороны возвели королевскую капеллу. Ее верхний ярус предназначался для монарха и его семьи, а нижний – для придворных. В северной части здания находились покои короля, а в южной – комнаты фрейлин.

В общей сложности в Версале насчитывается около 700 помещений. Иностранных послов монарх принимал в тронном зале с красивым названием “Салон Аполлона”. А по вечерам здесь проводились музыкальные спектакли и театральные представления.

Одним из наиболее значимых помещений Большого дворца в Версале является Зеркальная галерея. В ней проводились самые важные приемы, для которых устанавливали серебряный трон. Здесь устраивались балы и пышные праздники. В галерее толпились придворные в надежде, что монарх по ней пройдет в часовню и они смогут подать ему прошение.

Зеркальная галерея имеет особенный вид. В ней имеется 17 оконных проемов, имеющих форму арки. Все они выходят в сад. А между окнами повешены зеркала, которые визуально увеличивают помещение.

В общей сложности в галерее насчитывается 357 зеркал. Зал отличается большой высотой (10,5 метра). Зеркала напротив окон создают впечатление, что проемы имеются с двух сторон. До 1689 года помещение украшала серебряная мебель.

Позднее ее переплавили на монеты.

Большой Трианон

Замок был построен в классическом стиле и украшен розовым мрамором. Монархами зданием использовалось для самых разных целей: для отдыха во время охоты или встреч с фаворитками.

Малый Трианон

Дворец был возведен по инициативе маркизы де Помпадур, правда, она умерла до окончания работ.

Здание выполнено в стиле перехода от рококо к классицизму. После окончания строительства здесь проживала фаворитка короля, графиня Дюбарри. После восшествия на трон Людовика XVІ дворец был передан Марии-Антуанетте.

В его стенах она отдыхала, даже король не мог ее здесь побеспокоить. В дальнейшем королева построила возле дворца маленькую деревеньку с мельницей и домиками в соответствии со своими представлениями о жизни крестьян.

Парки и сады

Впечатляют не только интерьеры дворца в Версале, но и его сады. Последние состоят из большого количества террас. В общей сложности парк занимает территорию порядка 100 га. Интересен тот факт, что вся она совершенно ровная.

Неровностей рельефа отыскать на его территории просто невозможно. Здесь находятся Малый и Большой Трианон, Бельведер, Театр императрицы, Храм любви, грот, Французский павильон, смотровые площадки, скульптуры, аллеи, каналы, системы фонтанов и водоемов. Сады Версаля порой даже называют маленькой Венецией.

Версальский дворец был резиденцией монархов около ста лет. Но после Французской революции 1789 года Марию-Антуанетту и Людовика XVІ арестовали и казнили в Париже. После этих событий дворец утратил свое политическое и административное значение. Он был разграблен, а многие шедевры искусства утеряны бесследно.

После прихода Бонапарта к власти Версаль был взят под охрану, начались работы по его восстановлению. Но планам не суждено было реализоваться, поскольку империя рухнула. Версаль от этого только выиграл.

К власти вновь вернулись Бурбоны, которые стали активно восстанавливать комплекс, а впоследствии сделали его музеем. После поражения Франции в войне с Пруссией в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя. Через некоторое время здесь был подписан мирный договор между двумя странами.

А после окончания Первой мировой войны французы начали восстанавливать замок. Со временем удалось вернуть многие его ценности.

Интересные факты

Дворец строился быстрыми темпами, но при этом проводились невероятно масштабные работы. Поспешное строительство и недостаток средств привели к тому, что многие камины в здании просто не функционировали, хотя построены были с целью обогрева помещений. К тому же в дверях и окнах дворца виднелись зазоры, отчего по залам гулял ветер. Здание было очень холодным при всем своем великолепии.

И все же Версаль впечатляет своей масштабностью. Сложно представить себе, что когда-то на месте потрясающе красивого комплекса находились топкие болота. В кратчайшие сроки на их месте появился дворцово-парковый ансамбль, ставший известным на весь мир.

Дворец в Версале – это то место, которое должен посмотреть каждый турист. Впечатляющий комплекс оставляет неизгладимое впечатление. Его стены стали свидетелями множества дворцовых интриг и тайн. В настоящее время дворец открыт для посещений и является музеем.

Отзывы туристов

Посещение дворца в Версале – это обязательная часть программы любого туриста. Дворцово-парковый ансамбль, безусловно, впечатляет, хотя многие считают, что с Петергофом он не сравнится. И все ж столь масштабное строение стоит посмотреть.

По отзывам туристов, комплекс надо осматривать в теплое время года, когда парк обретает все свое великолепие. Зимой и ранней весной сырая или холодная погода не позволяют оценить всю его красоту.

В такое время в Версале совсем нет очередей, но удовольствия от посещения вы не получите, к тому же в это время не работают фонтаны.

Идеальное время для посещения – май, лето и сентябрь. Туристы рекомендуют для экскурсии выбрать солнечную, но не жаркую погоду. В высокий сезон около дворца большие очереди, поэтому лучше ехать после обеда.

К тому же можно приобрести на сайте музея билет с указанием времени входа. Это позволит не стоять в очереди. Фонтаны работают не все дни, их расписание есть на сайте.

Дворцово-парковый комплекс представляет собой неповторимое зрелище, поэтому его непременно стоит посетить.

Источник: https://FB.ru/article/388830/dvorets-v-versale-obzor-istoriya-interesnyie-faktyi-i-otzyivyi

Как на самом деле выглядел и чем пах Версаль во времена Людовика XIV

Версаль: полезное хобби Людовика XV

Строительство Версаля вошло в историю как одно из самых дорогих: в пересчете на современные деньги на него было потрачено около $ 300 млрд.

Тем не менее строителям приходилось экономить, поэтому дворец времен «короля-солнца» запомнился его обитателям не только богатым убранством, но и сквозняками, которые были так сильны, что приходилось спать буквально в десяти одеждах.

Однако главную славу Версаль XVII века снискал как место, пронизанное дурными запахами, от которых невозможно было скрыться. Но, быть может, это всего лишь домыслы?

AdMe.ru решил разобраться, насколько правдиво то, что большинство из нас знает о Версале и его обитателях во времена Людовика XIV.

Гигиена и одежда

© Claude Lefèbvre / Public Domain / wikipedia  

Парадная спальня Людовика XIV.

Общеизвестный факт: Версаль времен Людовика XIV был, мягко говоря, местом очень пахучим.

Но насколько он правдив? Начнем с того, что в то время отношение к гигиене было несколько иным, чем сейчас, и горячая вода считалась «субстанцией», провоцирующей распространение болезней.

Существовало мнение, и вполне справедливое, что она открывает поры, через которые (а вот это уже, конечно, заблуждение) может передаться любая болезнь, даже чума.

Говорят, что Луи принимал ванну только трижды в жизни. Но несмотря на то, что гигиенические процедуры в то время проводили реже, чем сейчас, это не более чем байка.

У Людовика были ванны — в основном переносные, правда использовал он их, как правило, для любовных утех со своими многочисленными фаворитками. Так, например, в крыле, предназначенном для мадам де Монтеспан, была выстроена восьмиугольная купальня со стоячей водой.

Что же касается гигиены монарха в целом, то каждое утро его обтирали тканью, вымоченной в спирте, а нижние одежды он менял несколько раз в день.

А вот подданные Людовика, проживавшие в Версале, не имели собственных ванн в апартаментах, поэтому их уход за чистотой тела сводился преимущественно к так называемому сухому мытью. Они просто обтирались тканью — как правило, сухой, а иногда пропитанной чем-то кислым.

Но белье и сорочки (их носили и мужчины, и женщины) они меняли очень часто: чистоту, которую в числе прочего символизировали белые манжеты, выставляли напоказ.

Сами рубашки стоили очень дорого — настолько, что после смерти человека их вносили в опись его имущества.

Верхнюю одежду короля и придворных не стирали, а тщательно чистили, поскольку ткани, из которых их шили, а это были бархат и шелк, стирка могла повредить. Зато сорочки, постельное белье и скатерти отдавали прачкам.

Мужская мода времен Людовика XIV.

Вообще же обитатели Версаля считали, что чистым должно быть то, что на виду: например, в аптекарских книгах того времени есть рецепты бальзамов и настоек от запаха изо рта и от запаха ног.

Кстати говоря, за зубами тогда ухаживали как могли: существовали специальные порошки для «натирания», которые, впрочем, не были достаточно эффективны.

Кроме того, сахар, стоивший в те времена весьма дорого, был доступен лишь очень богатым людям, которые им злоупотребляли, из-за чего зачастую страдали кариесом.

Так, супруга Людовика, Мария Терезия, уже к моменту бракосочетания, когда ей исполнилось 22 года, имела очень плохие зубы. Впрочем, сам Людовик славился дурным запахом изо рта, главной причиной которого было плохое состояние его челюстей. Интересно, что появился на свет он уже с двумя зубами, что случается очень редко.

Однако все запахи устранить было невозможно, поэтому придворные обильно поливались духами. В то время использовали, как правило, очень тяжелые ароматы животного происхождения — такие, например, как амбра или мускус. Придворные аптекари создавали саше, которые не только клали в сундуки с бельем и одеждой, но также вшивали в наряды в районе подмышек или бедер.

Что же касается Людовика XIV, то в молодости он тоже любил обильно поливаться духами, однако с возрастом он перестал выносить тяжелые запахи. Поэтому перед тем, как король входил в помещение, слуги открывали все окна, чтобы аромат духов выветрился. Однажды монарх не пустил в карету свою любовницу мадам де Монтеспан, поскольку от той сильно пахло духами и кремами для тела.

Любимым же ароматом короля был запах апельсиновых цветов, которым благоухала не только его спальня: эссенцию добавляли даже в уличные фонтаны.

© AKG Images / EAST NEWS  

Духи призваны были решать еще одну задачу — маскировать не только запахи человеческого тела, но и «туалетный» смрад.

Несмотря на то что во дворце были своего рода общественные уборные, их состояние зачастую было настолько ужасным, что некоторые из обитателей Версаля справляли нужду в разнообразных укромных уголках.

Кроме того, в Версале было множество собак, которые, само собой, не были озабочены поиском потайных мест.

В комнатах стояли ночные горшки, которые опустошались лакеями. Чаще всего их содержимое просто выливалось за окно, так как нести их до некоего аналога выгребной ямы было далеко. И это, конечно же, не улучшало запах во дворце.

Те же лакеи во время больших сборов вельмож в Версале носили ночные горшки по коридорам, и каждый желающий мог этим горшком воспользоваться.

Правда, «гигиенических чаш» было недостачно для всех, и многие, не дождавшись лакея, справляли нужду за портьерами.

У самого короля были специальные стулья с прорезями, под которые ставился горшок, — и, что самое странное, во время интимной процедуры Людовик мог даже принимать посетителей. Более того, для приглашенных это было такой же честью, как и присутствие на королевской трапезе.

Ритуалы при дворе Людовика XIV

© Jean-Marie Hullot / wikipedia  

Жизнь «короля-солнца» — это целый список разнообразных ритуалов и церемоний, одной из которых был утренний туалет. Людовика будил лакей, который спал в той же комнате, а затем к нему приходил хирург, удостоверявшийся в том, что стул монаршей особы в порядке, и личный врач, проверявший пульс.

Затем в спальне появлялись придворные, чье число могло доходить до 100 человек. Они выстраивались в определенном порядке, зависевшем от ранга, и лакей приступал к процедуре бритья, за которой и наблюдали присутствующие. Более того, вельможам выпадала честь видеть процесс одевания короля, после которого тот покидал спальню.

Кстати, подобной милости придворные удостаивались не просто так: за возможность увидеть утренние процедуры монарха нужно было выложить немалую сумму. Да и сами покои Людовика напоминали театральную сцену: кровать, со всех сторон закрытая балдахинами, стояла на подиуме, возвышаясь над комнатой.

Интересно, что все ритуалы были расписаны до мелочей. Так, например, подавать тапки и халат королю должны были разные камердинеры. В пасмурные же дни, когда королевской опочивальне недоставало освещения, лакей спрашивал властителя, кому из зрителей сегодня выпадет честь держать подсвечник, и тот, кто был удостоен этой привилегии, становился его «хранителем» на время церемонии.

© Etienne Allegrain / Public Domain / wikipedia  

Королевский двор на прогулке.

Вообще же положение каждого из придворных всецело зависело от мнения короля. Обитатели Версаля соревновались друг с другом в роскоши одеяний, ведь то, насколько модно было одет тот или иной человек, могло повлиять на мнение Людовика о нем. Гонка за модой была настолько напряженной, что некоторые из дворян буквально разорялись из-за непомерных трат на туалеты.

Но у «короля-солнца», который в детстве пережил бунт, вошедший в историю под названием «Фронда», были и свои причины держать знать при дворе: только так он мог контролировать ее и помешать устроить благородным господам и дамам очередной заговор. За всеми, кто находился при дворе, шпионили, а их переписка вскрывалась и читалась. Сам король тоже не гнушался слежкой и зачастую своими руками перерывал их белье, чтобы найти письма, в которых мог обсуждаться заговор.

© Malden Public Library / Public Domain / wikipedia  

С неменьшей помпезностью были обставлены и ужины при дворе Людовика XIV. Завтрак и обед он проводил в одиночестве, хотя те же люди, которые присутствовали при утренних ритуалах, могли понаблюдать за трапезой монарха.

А вот вечерний прием пищи, в котором помимо семьи принимали участие и придворные, был роскошным ритуалом, над приготовлением блюд для которого трудились десятки поваров. И надо сказать, что король был буквально ненасытен.

Людовик очень любил мясные блюда и многие свои трапезы начинал с тушеных говяжьих щек. В его рационе были голуби, лебеди, ястребы, индюки — словом, практически все птицы, которых только можно представить, а также разнообразная дичь и, конечно же, устрицы и прочие морепродукты. Любимым десертом короля были все те же апельсины: их поливали карамелью и посыпали съедобным золотом.

Несмотря на очевидные проблемы короля с зубами — считается, что к 40 годам его челюсти были полностью их лишены, — аппетит Людовика оставался неизменным на протяжении всей жизни, а когда способность пережевывать пищу была утрачена, он просто проглатывал ее кусками. Ел король всегда руками, а тем, кто разделял с ним трапезу, было запрещено использовать острые ножи: это тоже было частью его боязни заговоров.

© Pierre Mignard / Public Domain / wikipedia  

Конный портрет Людовика XIV, сделанный в 1692 году.

Еще одна вещь, которая была следствием все того же страха, — многочисленные портреты Людовика. За время его правления, которое длилось 72 года, было создано около 300 изображений монарха.

Конечно, здесь была и определенная доля тщеславия, однако главная цель портретов заключалась в постоянном напоминании придворным о том, кто именно стоит над ними всеми: ровно так же поступали и диктаторы в XX веке.

Когда король покидал зал, в нем выставляли его портрет, к которому нужно было относиться столь же уважительно, как к самому монарху: например, никто из придворных не мог повернуться к нему спиной. Словом, портреты Людовика играли огромную роль в политической жизни Франции того времени, проходившей под знаменем абсолютизма.

© akg-images/EAST NEWS  

Людовик XIV прощается с дофином, будущим королем Людовиком XV.

Людовик XIV умер в 1715 году в возрасте 76 лет, не дожив до дня рождения всего несколько дней из-за гангрены, начавшейся после травмы ноги.

Возможно, он прожил бы и дольше, но от предложения врачей ампутировать пораженную конечность король отказался, сочтя это недостойным.

Незадолго до смерти он пришел в себя и сказал окружавшим его кровать придворным: «Почему вы плачете? Неужели вы думали, что я буду жить вечно?»

Со времен короля Филиппа Красивого тела французских монархов после их смерти вскрывали, извлекали внутренности, помещали сердце отдельно от остальных органов, а затем захоранивали все три «части» в разных местах, чтобы люди могли поклоняться умершему правителю не только в главной усыпальнице. Согласно же воле ушедшего короля, процедура была проведена в его покоях в присутствии все тех же вельмож.

Тело Людовика XIV было захоронено в базилике аббатства Сен-Дени, усыпальнице французских королей. Спустя менее чем столетие, в 1793 году, останки «короля-солнца» были выкопаны и осквернены революционерами вместе с прахом других монархов, а из медной таблички, расположенной на гробу, выплавили кастрюлю.

Некоторые историки считают, что Великая французская революция стала расплатой за непомерную роскошь короля и его потомков, нанесшую значительный ущерб государственной казне: простые люди просто не понимали, как монархи и придворные могут так жить, когда им не хватает денег даже на хлеб. И Людовик XVI, прапраправнук великого «короля-солнца», поплатился за это головой.

Фото на превью Jean-Marie Hullot / wikipedia

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/kak-na-samom-dele-vyglyadel-i-chem-pah-versal-vo-vremena-lyudovika-xiv-2121415/

Версальский дворец в Париже

Версаль: полезное хобби Людовика XV

Право умереть в покоях Версальского дворца всегда имели лишь представители королевской семьи. Но ради маркизы де Помпадур, которая была официальной фавориткой, другом и советником Людовика XV, посвящённой практически во все тайны Версаля, король сделал исключение.

Она была умна, расчётлива, не давала правителю скучать и делала ставку на его увлечение искусством, приглашая ко дворцу самых известных и интересных людей того времени – Монтескье, Вольтера, Бюффона и др. А потому сумела сохранить благорасположение короля даже тогда, когда болезнь лёгких сделала своё чёрное дело, подорвав здоровье, и уничтожив красоту.

Умерла она в возрасте сорока трёх лет в дворцовых покоях и была похоронена в Париже возле дочери. Говорят, когда похоронная процессия направилась к столице, король, стоя на одном из балконов Версаля под проливным дождём, сказал: «Ну и ужасную погоду вы выбрали, чтобы в последний раз прогуляться, мадам». За этой шуткой таилась глубокая печаль.

Дворец короля

Находится Версальский дворец в одном из самых респектабельных городов Франции, Версале, в двадцати километрах от Парижа в юго-западном направлении, по адресу: Place d’Armes, 78000 Versailles. На географической карте мира этот уникальный памятник архитектуры можно обнаружить по следующим координатам: 48° 48′ 15.85″ с. ш, 2° 7′ 23.38″ в. д.

История Версаля началась, когда Людовик XIV увидел замок министра финансов Во-ле-Виконт, по красоте, масштабности и величию значительно превосходящего такие королевские резиденции, как Лувр и Тюильр.

Такого «король-солнце» стерпеть не мог, а потому решил построить замок, который являлся бы символом его абсолютной власти.

Город Версаль для строительства новой королевской резиденции он выбрал не случайно: как раз недавно во Франции произошло Фрондское восстание, а потому проживание в столице показалось ему довольно опасным.

Люксембургский дворец в Париже1194550

Строительство дворца

Строительство дворца началось в 1661 г. и в работах было задействовано более 30 тыс. строителей (чтобы увеличить количество рабочих, Людовик запретил всё частное строительство в окрестностях города, а в мирное время на стройку отправляли солдат и матросов).

Несмотря на то, что во время строительства экономили буквально на всём в итоге была потрачена огромная сумма денег – 25 млн. лир или 19,5 тонны серебра (почти 260 млрд. евро).

И это, притом, что строительные материалы королю продавали по самым низким расценкам, а расходы исполнителей, если те превышали смету, не оплачивались.

Несмотря на то, что официально он был открыт в 1682 году, строительные работы на этом не остановились, и дворцовый комплекс постоянно разрастался за счёт возведения новых зданий вплоть до французской революции 1789 года.

Первым архитектором этого уникального памятника архитектуры стиля барокко являлся Луи Лево, которого впоследствии сменил Жюль Ардуэн-Монсар.

За оформление парков, которое проводилось одновременно с возведением дворца, отвечал Андре Ленотр, а за внутреннюю отделку – королевский живописец Лебрен.

Работы были сложными: сперва необходимо было осушить болота, засыпать их землёй, песком и камнями, после чего выровнять почву и создать террасы. Вместо находившейся там деревушки нужно было обустроить город, где должны были поселиться придворные, прислуга и охрана.

Параллельно с этим шли работы в садах.

Учитывая, что Людовика XIV называли «королём-солнце», Ленотр так спланировал парк Версаля, чтобы его аллеи, если смотреть на них с верхних этажей дворца, расходились из центра, подобно солнечным лучам.

На начальном этапе работ нужно было вырыть каналы и построить водопровод, который изначально предназначался для подведения воды к фонтанам и искусственным водопадам.

Учитывая, что обеспечить водой нужно было более пятидесяти фонтанов и прудов, работа эта была непроста – и акведука, который изначально был построен, оказалось недостаточно. В конце концов, после многочисленных проб и попыток была создана гидравлическая система, в которую вода поступала из протекающей неподалёку Сены.

Людовик XIV умер, не достроив своё строение, в 1715 году, а после его смерти Людовик XV, которому исполнилось тогда лишь пять лет, а с ним и весь двор на какое-то время уехал в город Париж. Правда, пробыл он там недолго, через семь лет возвратился в Версаль и через некоторое время приказал продолжить строительные работы.

Одним из существенных изменений, которые он внес в планировку, являлся снос Лестницы послов, единственной церемониальной дороги, ведущей в Большие Королевские покои – это он сделал для того, чтобы соорудить комнаты для своих дочерей. Он завершил работы над оперным залом и по настоянию своей фаворитки мадам Помпадур построил Малый Трианон.

В последние годы жизни Людовик XV занялся реконструкцией фасадов: по одному проекту это должны были быть работы со стороны внутренних дворов замка, по-другому – предполагалось создать фасады в классическом стиле со стороны города. Надо заметить, что этот проект длился чрезвычайно долго и был завершён лишь в конце прошлого века.

Описание Версаля

Специалисты утверждают, что замок Версаль являл собой место, где монархи, а с ними и королевский двор, отдыхали с большим размахом, плели интриги, заговоры и создавали многочисленные тайны Версаля.

Традицию эту основал Людовик XIV – и она успешно была продолжена его потомками, а особых размахов достигла при Марии-Антуанетте, которая очень любила развлекаться с придворными и творить историю Франции, интригуя и создавая тайны Версаля.

В окончательном варианте общая площадь дворцовых помещений, не включая парка составила около 67 тысяч квадратных метров. В нём было установлено 25 тысяч окон, 67 лестниц, 372 статуи.

Парк и сады

Версальский дворец и парк – два неотделимых друг от друга понятия. Сады Версаля состоят из огромного числа террас, которые постепенно понижаются по мере удаления от замка. Занимают они площадь около ста гектаров, причём вся эта территория абсолютно ровная и найти на ней какой-нибудь небольшой холмик невозможно.

Здесь находится несколько дворцовых построек, среди них – Большой и Малый Трианон, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, французский павильон, грот, а также предусмотрены смотровые площадки, аллеи, скульптуры, система фонтанов и каналов, из-за которой сады Версаля прозвали «маленькой Венецией».

Дальнейшая судьба Версаля

Около ста лет Версальский дворец являлся резиденцией французских королей.

Так, было до тех пор, пока в результате восстания 1789 года Людовик XVI и Мария-Антуанетта были арестованы и перенаправлены в город Париж, где через некоторое время сложили головы на гильотине.

После этого Версальский дворец практически сразу перестал являться административным и политическим центром Франции, а сам он был разграблен, вследствие чего многие шедевры оказались безнадёжно потеряны.

Когда к власти пришёл Бонапарт, он взял замок под свою защиту и велел начать разрабатывать план по восстановлению дворцового комплекса (для этого была привезена мебель из Фонтенебло и Лувра). Правда, все планы не удались, и его империя рухнула. Версалю это пошло только на пользу, потому как к власти вернулись Бурбоны, которые начали активно восстанавливать замок, а затем передали музею.

Роль замка в жизни общества на этом не ограничилась и тайны Версаля продолжили твориться в его кулуарах: когда немцы захватили Версаль во время франко-прусской войны, они разместили здесь главный штаб, а в Зеркальной галерее провозгласили Германскую империю. Здесь же через месяц они подписали с Францией мирный договор, после чего какое-то время во дворце заседало французское правительство.

После окончания Первой мировой войны французы, чтобы отомстить немцам, в Зеркальной галерее заставили их подписать Версальский договор. А вот через сорок лет после Второй мировой войны во дворце Версаля произошло французско-немецкое примирение.

После войны французы начали повсеместно собирать деньги на восстановление замка, а в Версаль со временем вернулись многие утраченные ценности, ЮНЕСКО внесло в свой список, а в начале двадцать первого века он присоединился к Ассоциации европейских королевских резиденций.

Как попасть в Версаль

Желающим добраться в Версаль самостоятельно, нужно учитывать, что по понедельникам Версальский дворец для посещения закрыт. Кроме того, знающие люди не рекомендуют сюда ехать в воскресенье, когда у французов выходной, и вторник – в этот день большинство музеев Парижа закрыто, а потому многие люди едут сюда. Дабы избежать очередей, лучше приезжать рано утром или между 15.30 до 16.00.

Статуя Свободы119454.330

Тот, кто желает добраться до этого памятника архитектуры самостоятельно, вначале должен доехать до Парижа, который является ближайшим к Версалю крупным городом. Дальше существует несколько вариантов: до Версальского дворца можно добраться на поезде или доехать на автобусе.

Дальше нужно самостоятельно доехать до железнодорожной станции и сесть на один из трёх железнодорожных маршрутов «Версаль Париж» (дорога займёт около сорока минут).

Если воспользоваться линией С, то следует учитывать, что поезд отправляется отсюда каждые пятнадцать минут, а за билет нужно будет заплатить около 2,5 евро. А вот поездка с вокзала Paris Saint Lazare обойдётся дороже на одно евро.

Кроме того, раз в час до города, где расположена резиденция королей, идёт поезд с вокзала Paris Montparnasse.

Желающим ехать самостоятельно на автобусе в Версаль, можно посоветовать воспользоваться маршрутом №171, остановка которого находится на станции Pont de Servres на конечной станции девятой линии метро. В данном случае дорога займёт около тридцати пяти минут, а билет обойдётся дешевле – около полутора евро.

Источник: https://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/versalskiy-dvorets.html

Версаль: великое наследие эпохи королей

Версаль: полезное хобби Людовика XV
ВашеХобби.рф → Музеи мира → Версаль: великое наследие эпохи королей  Рубрика: Музеи мира

Версаль, величественный памятник архитектуры XVII века, безо всякого преувеличения можно отнести к главным достопримечательностям Франции. В стране давно не правят монархи, но этот дворцово-парковый комплекс, раскинувшийся в 13 км юго-западнее Парижа – словно отдельное королевство.

Он и сейчас покоряет своей красотой и великолепием. Это и не удивительно: больше ста лет, с 1682 по 1789 годы, Версаль был ведущей резиденцией французских монархов, многие из которых благодаря романам Дюма хорошо известны и в России. Сегодня он имеет статус национального музея и объявлен ЮНЕСКО частью мирового культурного наследия.

Как начинался Версаль

Земли, на которых раскинулся Версаль, поначалу не были собственностью французских самодержцев. Ими, начиная с XIV века, владел некий Жан де Суази. Потом их выкупил Людовик XIII Бурбон.

По его приказу в 1623 году здесь был возведен охотничий замок, с которого начинается история собственно Версальского дворца. Размеры замка были весьма скромными – 24 на 6 м. Позже, в 1632 году, королевский двор приобрел Версальское поместье, принадлежавшее Парижскому архиепископу.

Благодаря новой покупке территория замка была перестроена и расширена (архитектор – Ф. Леруа).

После смерти короля на трон взошел его сын Людовик XIV, которому принадлежит знаменитая фраза «Государство – это я!». Переживший вместе со своей матерью Анной Австрийской смутные времена Фронды, он опасался оставаться в Лувре. Поэтому своей постоянной резиденцией решил сделать Версаль.

По его указанию архитекторы Шарль Лебрен и Андре Ленотр реконструировали и расширили дворец в духе классицизма. «Король-солнце» уделял своей загородной резиденции большое внимание. Так, на фасаде дворца (со стороны сада) была оборудована галерея, которая и сегодня завораживает взор каждого, кто видит эти картины, великолепные зеркала и колонны.

Ее так и называют «Галерея Людовика XIV» или «Зеркальная галерея».

Версаль обязан Его Величеству также своей Королевской оперой, а также дворцовой часовней и Галереей битв.

В 1715 году король умирает. Трон наследует сын, Людовик XV. Но его двор не задерживается здесь и переезжает в Париж. Впрочем, в 1722 году новый правитель Франции решает вернуться в Версаль. В его бытность наконец-то завершается сооружение «Салона Геркулеса», начатого еще при жизни отца.

Еще одним ощутимым вкладом пятнадцатого из Бурбонов в эволюцию Версаля стали так называемые Малые апартаменты короля, что на втором и на третьем этаже. При нем на первом этаже резиденции появились Покои Мадам и Покои Дофина.

Но самой большой заслугой Людовика XV историки считают завершение строительства дворца Малый Трианон и Зала оперы.

В «раннем» Версале в большие королевские апартаменты вела так называемая Лестница послов – единственный, так сказать, церемониальный путь. Но при Людовике XV она была разрушена. Однако этот поступок не вменяется монарху в вину. Наоборот, в результате появились шикарные апартаменты для дочерей Его Величества.

Что касается прилегающего парка, то здесь король инициировал завершение работ по сооружению «Бассейна Нептуна».

В последние годы своего правления он, прислушавшись к совету одного из архитекторов, дал добро на реконструкцию внутренних дворцовых фасадов. Но работы не были завершены. Они продолжались уже во времена Людовика XVI. Последняя точка в этом «фасадном» проекте была поставлена только в ХХ столетии.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

  • Первое упоминание о Версале относится к середине XI века. В XVI веке в этих местах любил охотиться король Генрих IV (1553–1610). Ныне это пригород Парижа, популярнейшее место «паломничества» туристов со всего мира.
  • Официальной резиденцией Людовика XIV Версаль стал только в 1666 году. Архитекторы, принимавшие участие в реконструкции дворца, имели и другие звания. Шарль Лебрен был титулован как первый королевский живописец, а Андре Ленотр – как первый садовник короля. Первым же архитектором короля официально звался только Луи Лево.
  • Версаль занимает территорию более 800 гектаров. До возведения сверкающего дворца здесь была болотистая местность. Здесь проживало 6000 королевских придворных. 100 га занимают сады, аллеи, клумбы, искусственные озера и, конечно, знаменитые фонтаны.
  • Французский Версаль стал прототипом российского Петергофа. Император Петр I, побывав во Франции, с большим интересом изучил, как устроены дворец и парки, что вдохновило его на возведение этого города, ставшего впоследствии крупным центром к западу от Санкт-Петербурга.
  • На возведение Версальского дворца было затрачено 25 миллионов ливров. Эта сумма эквивалентна 259,56 миллиардам евро. На строительстве было задействовано порядка 30 тысяч рабочих.

Что можно посмотреть во дворце?

Если Париж был официальной столицей абсолютистской Франции, то Версальский дворец – политической, сердцем государства, символизируя собой ничем не ограниченную власть короля. Даже далекий от истории и политики человек, побывав здесь, не может не прочувствовать в идеально рассчитанной и четко, словно по линейке, расчерченной архитектуре дворцового комплекса дух этого абсолютизма.

Возьмем даже роскошь больших залов и спален. Шарль Лебрен, выполняя указания «короля-солнца», оформил их с пышной роскошью. Стены апартаментов, их потолки, буквально каждый уголок свидетельствуют: Людовик XIV не скупился на эту самую роскошь.

Здесь можно увидеть покрытия из дерева и мрамора, украшенные детальной резьбой.

Взору предстают множество картин и фресок, скульптур и украшений из тонированного стекла, а также шелковые ковры, бархатные драпировки, предметы интерьера из золоченой бронзы.

Зачинатель Версаля настолько упивался своей абсолютной властью, что хотел видеть в своем дворце воплощение собственного почти божественного положения.

Поэтому многие дворцовые салоны носили имена древнегреческих божеств – например, Геракла и Меркурия. А вот зал имени бога солнца Аполлона Людовик XIV избрал в качестве тронного.

Совпадение или нет, но во Франции его так и называли – король-солнце.

Отдельно следует сказать о Зеркальном зале Версаля. Стена длиной 70 метров вмещает в себя 17 ну просто огромных зеркал, между которыми установлены позолоченные скульптуры-светильники.

Что интересно, в те времена зеркал в сегодняшнем понимании еще не было – в качестве отражающей поверхности использовали тщательно полируемую для этих целей латунь или какой-нибудь подходящий металл.

Тогдашний суперинтендант финансов Кольбер для сооружения Зеркального зала специально пригласил мастеров из Венеции. И они, как можно убедиться даже сегодня, со своей задачей успешно справились.

Есть в дворцовом комплексе бело-золотистая часовня, выполненная в стиле барокко.

Она знаменита тем, что именно здесь в 1770 году связали себя узами Гименея Его Величество Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта.

Широкую известность имеют и такие достопримечательности Версальского дворца как опера, театр и библиотеки. О театре следует сказать особо: его огромный овальный зал освещали 10 тысяч свечей.

Королевский дворец, о котором рассказано выше, не единственный в Версале. Французские суверены имели в своем распоряжении еще два, но поменьше размерами.

Эти дворцы располагаются на противоположной стороне сада и называются Большой Трианон и Малый Трианон.

Людовик XIV не случайно назвал их так: «Трианон» переводится как место для тихого и уединенного времяпровождения, где можно побыть самим собой, почувствовать себя свободным от придворного этикета.

В Большом Трианоне король, например, обедал один. В смысле за столом сидел один. Однако его окружали сотни придворных. Пищу он принимал в строгом соответствии с протоколом.

Здесь проходили постоянные банкеты, и чтобы их обслуживать оборудовали кухню, где работали 2000 работников. А вот Малый Трианон являл собой любовное гнездышко, построенное Людовиком для музы своего сердца мадам дю Барри.

Возможности Малого Трианона как места, где можно спрятаться от царившего в главном дворце угнетающего формализма, оценила в свое время и королева Мария-Антуанетта.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

  • После смерти кардинала Мазарини Версальский дворец… стал казаться менее величественным. Это своеобразное обстоятельство стало основным мотивом к реконструкции, которую доверили архитектору Ж. Мансару. Он еще больше расширил дворец: были пристроены два крыла по 500 м каждое. Этот же зодчий – создатель знаменитой Зеркальной галереи.
  • В Версале в бытность Марии-Антуанетты была построена небольшая деревенька. Она, имевшая даже нестоящую молочную ферму, использовалась королевой для развлечений. В деревеньке наличествовали покрытые соломой небольшие домики, были водяная мельница и даже искусственные озера. Весь этот интерьер отражал субъективные представления монархини об образе жизни крестьян.
  • В 1789 году в Версале работало Учредительное собрание. Именно на одном из его заседаний была провозглашена Декларация прав человека и гражданина.
  • Подписание Версальский договор состоялось в 1919 году в Зеркальном зале. Того самого знаменитого договора, согласно которому решилась судьба проигравшей первую мировую войну Германии и всей послевоенной Европы.

Садово-парковый ансамбль Версаля

Идея придать персоне французского короля как символа абсолютной власти высшую степень величия и грандиозности нашла свое отражение и в процессе становления и обустройства садово-паркового ансамбля Версаля. Поэтому архитектором А.

Ленотром аллеи парка были спланированы таким образом, что визуально походили на расходившиеся от центра солнечные лучи. Появилась здесь и собственная система каналов, которую называли не иначе как «маленькая Венеция». Самый большой из них, имеющий длину более полутора километров – это как бы центральная ось парка.

Он спроектирован таким образом, что солнце при закате красиво отражается на водной глади.

Вообще, и парк, и все версальские сады являются исключительным образцом гениального по своему воплощению ландшафтного дизайна. Но не стоит удивляться, когда знаешь, что руководил всеми работами, в которых были задействованы сотни и тысячи рабочих, сам гениальный архитектор и дизайнер Ленотр.

Деревья в парке аккуратно подстрижены, за клумбами велся и ведется тщательный уход. Здесь множество дорожек. Оборудованы искусственные водоемы (пруды и озера). Когда строительство паркового комплекса Версаля было завершено, королевская резиденция насчитывала – вдумайтесь! – 1400 фонтанов.

Но наиболее среди них известна, конечно же, «Колесница Аполлона», считающаяся памятником во славу одного из самых могущественных монархов Франции – Людовика XIV.

По обе стороны аллей располагаются великолепные рощи. Кажется, они и сегодня хранят память о королях и их придворных, которые весело любили проводить здесь время. Вдоль дорожек стоят величественные статуи из бронзы и мрамора.

А вот что касается судьбы более 3 тысяч деревцев и кустарников, высаженных в кадки, то с наступлением холодов их бережно переносили в Версальскую оранжерею, о которой следует сказать отдельно. Расположившаяся под так называемым Южным партером, оранжерея имеет протяженность 156 метров, в ширину – 21 метр.

Сводчатый потолок, сооруженный без использования цементного раствора, расположен на высоте 13 метров. Нижний партер соприкасается с оранжереей с южной стороны, а за балюстрадой раскинулся знаменитый Швейцарский бассейн.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

  • Сейчас на территории дворцово-паркового ансамбля произрастает порядка 350 тысяч деревьев. Версальские парки, когда эпоха Людовика XIV была в самом расцвете, охватывали ну просто грандиозную площадь – 8300 гектаров.
  • Главный проход в Версальскую оранжерею украшает статуя самого короля-солнца. Мраморный Людовик XIV создан в 1683 году Мартеном Дежарденом. Когда была отлита бронзовая копия изваяния, эту, что из мрамора, подарили монарху.
  • Версальская оранжерея на своем веку успела побыть и театром, и тюрьмой. В конце 70-х годов XVIII века здесь ставила свои постановки любительская труппа Марии-Антуанетты, а вот в 1871 году в оранжерее содержали заключенных. Их впоследствии казнили, так как понадобилось освободить оранжерею под цитрусовые деревья.
  • Сегодня сады Версаля – это отдельное юридическое лицо министерства культуры Франции. Будучи составной частью дворцово-паркового ансамбля, они сами являются одним из самых посещаемых в стране достопримечательностей. По статистике каждый год сюда приезжает более 6 млн. посетителей.

Источник: https://www.xn--80acabqu3b5cza.xn--p1ai/muzei-mira/versal-velikoe-nasledie-epoxi-korolej

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.