Золотой луг

Пришвин золотой луг

Золотой луг

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

[attention type=red]
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой.
[/attention]

Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

[attention type=red]
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой.
[/attention]

Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Рассказы Пришвина Михаила М. для детей

Он был человеком необыкновенной фантазии, его детские рассказы являются поистине кладезем доброты и любви. М. Пришвин как и его сказки уже долгое время остается недосягаемым автором для многих современных писателей, так как в детских рассказах у него практически нет равных.

Натуралистом, знатоком леса, замечательным наблюдателем жизни природы является русский писатель Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954). Его повести и рассказы, даже самые маленькие, просты и сразу понятны.

Мастерство автора, его способность передать всю необъятность окружающей природы поистине восхищают! Благодаря рассказам о природе Пришвина дети проникаются к ней искренним интересом, воспитывая в себе уважение к ней и её жителям.

Маленькие, но наполненные необыкновенными красками рассказы Михаила Пришвина замечательно передают нам то, с чем мы так редко встречаемся в наше время.

Красота природы, глухие забытые места – всё это сегодня настолько далеко от пыльных мегаполисов. Вполне возможно многие из нас и рады прямо сейчас отправиться в поход по лесу, но не у всех получится.

В этом случае откроем книгу любимых рассказов Пришвина и перенесёмся в красивые, далёкие и родные сердцу места.

Рассказы М. Пришвина предназначены для чтения как детьми так и взрослыми. Огромное количество сказок, повестей и рассказов можно смело начинать читать даже дошкольникам. Другие рассказы Пришвина читать можно, начиная уже со школьной скамьи.

И даже для самых взрослых Михаил Пришвин оставил своё наследство: его мемуары отличаются очень скрупулезным повествованием и описанием окружающей атмосферы в необыкновенно сложные двадцатые и тридцатые годы. Они будут интересны учителями любителям воспоминаний, историкам и даже охотникам.

На нашем интернет сайте вы можете посмотреть онлайн список рассказов Пришвина, и наслаждаться их чтением абсолютно бесплатно.

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе детского сада

Ирина Бурейко
Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе детского сада

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

Авторы: Бурейко Ирина Анатольевна, Кобылянская Татьяна Михайловна.

Цель занятия: Ознакомление детей с творчеством Михаила Пришвина, его рассказом «Золотой луг».

Задачи:

Обучающая: учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл; точно, выразительно и ясно излагать свои мысли. Развивать поэтический слух — умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.

Коррекционная: познакомить детей с новыми словами; учить отвечать на вопрос полным предложением.

Воспитательная: воспитывать и развивать у детей экологическое мировоззрение: вызвать у детей стремление к бережному отношению ко всему живому; учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого растения.

Предварительная работа: знакомство с луговыми цветами, их значением для насекомых, заучивание стихотворения об одуванчике.

Словарь: промысел, медонос, одуванчик, идти в пяту, фукать, зазеваешься.

Оборудование: портрет писателя М. Пришвина, рассказ «Золотой луг», демонстрационный материал (картинки с изображением одуванчиков, одуванчики из бумаги, магнитная доска с магнитами.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и талантливым писателем. Больше всего на свете он любил детей и природу.

Взгляните на его портрет (показать портрет). Этот портрет писателя Михаила Пришвина.

Я с большим удовольствием прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина «Золотой луг».

А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.

Загадка.

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик)

(Цветок — одуванчик получает тот ребенок, который ответил первым).

Введение в тему.

Воспитатель: Какое это растение? Какое растение будет героем рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»?

Дети: Одуванчик.

Воспитатель: Где растет этот цветок?

Дети: Он растет на лугу и называется луговым цветком.

Воспитатель: Мы с вами уже знакомились с луговыми цветами. Назовите их.

Дети: Мать-и-мачеха, незабудка, одуванчик. (Получают цветы-одуванчики)

Воспитатель: А что вы можете рассказать интересного об одуванчике?

Дети (предполагаемые ответы детей):

Одуванчик одним из первых появляется весной.

Одуванчик любит солнышко и прячется, когда его нет.

Он один из самых лучших медоносов.

В солнечный день без часов можно узнать время — одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра.

Одуванчик — лекарственное растение.

Из его цветков варят очень вкусное варенье.

К концу июня он надевает белую пушистую шапочку.

(получают цветы одуванчики)

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы много вы знаете об этом удивительном и интересном цветке. Как хорошо вы можете рассказать об этом.

Основная часть

Воспитатель: В рассказе » Золотой луг» вам встретятся незнакомые слова. Давайте же сразу выясним, что они означают, чтобы вам было все понятно. (Промысел — добывание чего-нибудь. Идти в пяту — идти друг за другом.

Фукать — дуть. Зазеваешься — отвлечешься)

Воспитатель (читает рассказ М. Пришвина «Золотой луг»)\

Физминутка «Одуванчик».

Закрепление материала.

Вопросы по содержанию рассказа:

— Какая забава с одуванчиками была у братьев?

— Где жили братья?

— Какого цвета видели луг братья рано утром?

— В полдень?

— Вечером?

— С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?

— Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

— Почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?

Воспитатель: Давайте придумаем другое название к рассказу.

https://www.youtube.com/watch?v=r8tRVdGmrf4

Дети придумывают название к рассказу. Затем читают стихи об одуванчике.

Воспитатель: Молодцы, ребята, поработали хорошо. Посмотрите, у вас на столах появились те самые одуванчики. Давайте соберем их в один букет и прикрепим их на доску. Какая интересная картина у нас получилась!

Дети: У нас получился такой же золотой луг, как у Михаила Пришвина.

Итог занятия.

Воспитатель: Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам. Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним природу.

Источник: https://babytwins.ru/prishvin-zolotoj-lug/

Рассказ Золотой луг Пришвин про одуванчики читайте детские сказки онлайн бесплатно | Русская сказка

Золотой луг
(1 оценки 5,00/5)
Загрузка…

  • Прозрачный лед
  • Лисичкин хлеб

О рассказе

Рассказ Михаила Пришвина «Золотой луг»

Почему рассказы Михаила Михайловича Пришвина до сей поры не теряют актуальности, и более того, рекомендованы педагогами для прочтения дошколятам и детям младшего школьного возраста? Всё дело в идеальной писательской формуле, которую изобрёл это необычайный писатель – краткая форма, доступный язык, красочная лексика и серьёзная тематика.

Пришвин всегда творил в форме короткого сжатого рассказа, чтобы юный читатель не успел утомиться, при этом в этой лаконичной форме он успевал изложить всё задуманное понятным для ребят языком.

И, конечно, содержание и воспитательная функция – автор, вернее его рассказы, учат ребят быть внимательными, чтобы уметь видеть красоту окружающего мира, побуждает интересоваться природой и животными, объясняет основы гармоничных отношений между природой и людьми.

А ещё пришвиновские рассказы учат видеть красоту в обыденном, красноречиво доказывая, что прекрасное буквально у нас за окном, совсем рядом, под ногами. Именно об этом очень коротенький, но занимательный рассказ «Золотой луг».

рассказа «Золотой луг»

Повествование, как водится у Пришвина, ведётся от первого лица. Автор рассказывает об одуванчиках, которые наш главный герой считает цветами обыкновенными и неинтересными. Эко невидаль – одуванчики! Они каждую весну и лето растут в большом количестве.

Но даже с этими скучными цветами (по мнению рассказчика) герой вместе с братом придумал весёлую игру. Только отвернётся один, окликнет его другой брат и, набрав целые лёгкие воздуха, дунет со всей мочи прямо в лицо. Вот такую вот забаву придумали.

Но однажды, благодаря внимательности, автор, будто заново, открыл для себя этот цветок. Прямо у его дома было поле одуванчиков, и когда расцветали они, луг становился «золотым».

Картинка была уже привычной. Однако, выдвигаясь поутру на рыбалку, герой заметил, что луг в эту раннюю пору не золотой и не жёлтый, а зелёный.

А вот к обеду он снова «перекрашивался» в золото, чтобы с закатом вновь зазеленеть.

Заинтересовался наш герой такими метаморфозами и стал наблюдать за одуванчиками. Оказалось, что когда солнышка мало, одуванчик сжимает свои лепестки, словно человек собирает ладошку в кулак, и всё жёлтое прячется.

Вот поэтому и кажется луг зелёным. Но как только солнце светит ярко и тепло, цветочки раскрываются, превращая луг в золотое поле. Получается, что эти цветы спать ложатся на ночь, словно люди.

Вот какое удивительное дело происходит с одуванчиками!!!

Произведение заканчивается справедливым выводом: герой больше никогда не думал, что эти цветы скучные и неинтересные.

Мораль и воспитательная функция рассказа

Краткий рассказ Пришвина освещает очень важную проблематику, актуальность которой не пропадает и по сей день – неумение любоваться окружающим миром и радоваться природе. Мы словно маленькие дети, герои этого рассказа, так привыкаем ко всему окружающему, что это становится для нас обыденным и неинтересным.

Между тем, стоит только остановить свой взгляд на чём угодно, задуматься, как это растёт, живёт, функционирует, и мы обязательно откроем для себя целый неисследованный мир. Растения, цветы, букашки, деревья, животные – всё развивается по задуманному природой циклу и это действительно кладезь полезной интересной информации.

Никакие гаджеты и компьютеры не сравнятся с мироустройством окружающей природы! Это писательский посыл будет актуален для детей всех поколений.

Будьте внимательны, пытливы, активны, и тогда эта жажда познаний и интерес к окружающему миру сделают вашу жизнь увлекательнее и осмысленнее.

Читайте рассказ «Золотой луг» вместе с детьми онлайн на нашем сайте бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!

*****

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

[attention type=red]
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой.
[/attention]

Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

ВСЕ СКАЗКИ МИХАИЛА ПРИШВИНА

  • Землеройка
  • Предательская колбаса
  • Гон

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Храбрый Зайчик, песни для детей

Чудесное яблоко, аудиосказка (1978)

Сказка о четырех близнецах, аудиосказка (1983)

Карлсон вернулся, аудиосказка (1970)

Волшебная семёрка, аудиосказка (1972)

Сказка, рассказанная ночью, фильм сказка (1981)

Злая судьба, спектакль сказка (1994)

Бородулинский барабан, спектакль сказка (1995)

Соленый принц, фильм сказка (1982)

Вещий сон, спектакль сказка (1994)

Грибной дождик, мультфильм (1985)

Маша и Медведь 59, мультфильм, Game Over (2016)

На задней парте, мультфильм, все серии

Добрый лес, мультфильм (1983)

Урок музыки, мультфильм (1986)

Источник: https://russkaja-skazka.ru/zolotoy-lug/

Пришвин М.М. Золотой луг. Лисичкин хлеб. Еж. Разговор птиц и зверей

Золотой луг

   У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало идем куда‑нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.

– Сережа! – позову я его деловито.

Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой.

Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что они спать ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

               Лисичкин хлеб

 Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

– Это что за птица? – спросила Зиночка.

– Терентий, – ответил я.

И рассказал ей про тетерева как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом.

Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей – что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по‑рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника.

Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

– Кто же их там лечит? – спросила Зиночка.

– Сами лечатся, – ответил я. – Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка, и ранку эту затянет.

Тоже, нарочно для Зиночки, принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста.

И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес – голодно, а возьму – забуду съесть и назад принесу.

А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

– Откуда же это в лесу взялся хлеб?

– Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

– Заячья.

– А хлеб – лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала и начала есть:

– Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый‑то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

– Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

                       Еж

 Раз шел я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук‑тук‑тук. Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

– А, ты так со мной! – сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой.

Мышей у меня было много. Я слышал – ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей.

Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза все смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола ежик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе, наконец, место под кроватью и там совершенно затих.

Когда стемнело, я зажег лампу, и – здравствуйте! – ежик выбежал из‑под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.

Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака, а ноги мои были, как стволы деревьев, и, наверное, очень нравились ежику он так и шнырял между ними, понюхивая и почесывая иголками задник у моих сапог.

Прочитав газету, я уронил ее на пол, перешел в кровать и уснул.

Сплю я всегда очень чутко. Слышу – какой‑то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажег свечку и только заметил, как еж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты.

Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая: «Зачем это ежику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из‑под кровати – и прямо к газете; завертелся возле нее, шумел, шумел и, наконец, ухитрился: надел себе как‑то на колючки уголок газеты и потащил ее, огромную, в угол.

Тут я и понял его: газета ему была, как в лесу сухая листва, он тащил ее себе для гнезда, и оказалось, правда: в скором времени еж весь обернулся газетой и сделал себе из нее настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу – луну.

Я подпустил облака и спрашиваю.

– Что тебе еще надо?

Ежик не испугался.

– Пить хочешь?

Я встал. Ежик не бежит.

Взял я тарелку, поставил на пол, принес ведро с водой, и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеек поплескивает.

– Ну, иди, иди, – говорю. – Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода.

Смотрю: будто двинулся вперед. А я тоже немного подвинул к нему свое озеро. Он двинется – и я двину, да так и сошлись.

– Пей, – говорю окончательно.

Он и залакал.

А я так легонько по колючкам рукой провел, будто погладил, и все приговариваю.

– Хороший ты малый, хороший!

Напился еж, я говорю:

– Давай спать.

Лег и задул свечу.

Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.

Зажигаю свечу – и что же вы думаете? Ежик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот еж подбежал, свернулся около яблок, дернулся и опять бежит – на колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Так вот и устроился у меня жить ежик. А сейчас, я как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочки дам – съест.

            Разговор птиц и зверей

 Занятна охота на лисиц с флагами. Обойдут лисицу, узнают ее лежку и по кустам на версту, на две вокруг спящей развесят веревку с кумачовыми флагами. Лисица очень боится цветных флагов и запаха кумача, спугнутая ищет выхода из страшного круга. Выход ей оставляют, и около этого места под прикрытием елочки ждет ее охотник.

Такая охота с флагами много добычливей, чем с гончими собаками. А эта зима была такая снежная, с таким рыхлым снегом, что собака тонула вся по уши и гонять лисиц с собакой стало невозможно. Однажды, измучив себя и собаку, я сказал егерю Михал Михалычу:

– Бросим собак, заведем флаги, ведь с флагами можно каждую лисицу убить.

– Как это каждую? – спросил Михал Михалыч.

– Так просто, – ответил я. – После пороши возьмем свежий след, обойдем, затянем круг флагами, и лисица наша.

– Это было в прежнее время, – сказал егерь, – бывало, лисица суток трое сидит и не смеет выйти за флаги. Что лисица! Волки сидели по двое суток. Теперь звери стали умнее, часто с гону прямо под флаги, и прощай.

– Я понимаю, – ответил я, – что звери матерые, не раз уже бывшие в переделке, поумнели и уходят под флаги, но ведь таких сравнительно немного, большинство, особенно молодежь, флагов и не видывали.

– Не видывали! Им и видеть не нужно. У них есть разговор.

– Какой такой разговор?

– Обыкновенный разговор. Бывает, ставишь капкан, зверь старый, умный побывает возле, не понравится ему, и отойдет. А другие потом и далеко не подойдут. Ну вот, скажи, как же они узнают?

– А как ты думаешь?

– Я думаю, – ответил Михал Михалыч, – звери читают.

– Читают?

– Ну да, носом читают. Это можно и по собакам заметить. Известно, как они везде на столбиках, на кустиках оставляют свои заметки, другие потом идут и все разбирают. Так лисица, волк постоянно читают; у нас глаза, у них нос. Второе у зверей и птиц я считаю голос. Летит ворон и кричит.

Нам хоть бы что. А лисичка навострила ушки в кустах, спешит в поле. Ворон летит и кричит наверху, а внизу по крику ворона во весь дух мчится лисица. Ворон спускается на падаль, а лисица уж тут как тут.

Да что лисица, а разве не случалось тебе о чем‑нибудь догадываться по сорочьему крику?

Мне, конечно, как всякому охотнику, приходилось пользоваться чекотанием сороки, но Михал Михалыч рассказал особенный случай. Раз у него на заячьем гону скололись собаки. Заяц вдруг будто провалился сквозь землю.

Тогда, совсем в другой стороне, зачекотала сорока. Егерь, крадучись, идет к сороке, чтобы она его не заметила.

А это было зимой, когда все зайцы уже побелели, только снег весь растаял, и белые на земле стали далеко заметны.

Егерь глянул под дерево, на котором чекотала сорока, и видит: белый просто лежит на зеленом мошку, и глазенки черные, как две бобины, глядят.

Сорока выдала зайца, но она и человека выдает зайцу и всякому зверю, только бы кого ей первого заметить.

– А знаешь, – сказал Михал Михалыч, – есть маленькая желтая болотная овсянка. Когда входишь в болото за утками, начинаешь тихонько скрадывать, вдруг откуда ни возьмись эта самая желтая птичка садится на тростинку впереди тебя, качается на ней и попискивает.

Идешь дальше, и она перелетает на другую тростинку и все пищит и пищит. Это она дает знать всему болотному населению; глядишь – там утка не в меру вылетела, а там журавли замахали крыльями, там стали вырываться бекасы. И все это она, все она.

Так по‑разному сказывают птицы, а звери больше читают следы.

Источник: https://shitailiki.ru/4-7/avtor-4-clas/240-prichvin-zolotoj.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.